РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:2Ranym7c39K
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Аналитика
20 мая 2024 (15:26)
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Связанные статьи
Аналитика
20 мая 2024 (15:26)
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Связанные статьи

В 2023 году рынок онлайн-образования вырос на 30%. Дистанционное обучение позволяет повышать навыки без отрыва от производства и снижает затраты на подготовку работников. Холдинг «РЖД» создал собственную образовательную онлайн-платформу еще 20 лет назад. Если в первые годы внедрения количество программ измерялось десятками, то в конце 2023-го каталог увеличился на 18 307 курсов. Чтобы справиться со стремительным увеличением нагрузки, разработчики РЖД каждый квартал модернизируют систему.

Система дистанционного обучения (СДО) заработала в РЖД в 2004 году. Изначально СДО создали для обучения технологов и пользователей информационных систем. Спустя 20 лет платформа превратилась в полноценную систему персонализированного обучения: методисты стали уделять больше внимания программам саморазвития и гибким навыкам. Так, в 2023 году самым популярной программой стал курс «Основы деловой этики».

«До 90% образовательных программ направлены на совершенствование профессиональных компетенций и сохранение уровня знаний о безопасности движения. Остальные курсы уделяют внимание саморазвитию сотрудников. Помимо развития функций системы, мы постоянно работаем над увеличением ее производительности, так как нагрузка на систему каждые два года растет в три раза», – рассказал руководитель направления сопровождения цифрового обучения Главного вычислительного центра (ГВЦ) ОАО «РЖД» Денис Сосин.

Знаковым периодом для СДО стал 2010 год. На дистанционный формат перевели техническую учебу для локомотивных бригад: у компании сократились расходы на командировки, а машинистам больше не нужно тратить время на проезд до учебных центров. Ежемесячно в СДО обучаются более 100 тыс. машинистов РЖД. В 2011 году система стала доступной 24/7 в интернете и мобильном приложении. Несмотря на все плюсы, нагрузка на платформу росла и каждые два года утраивалась. Сейчас СДО посещает около 80 тыс. человек ежедневно. В пиковое время, с 7 до 11 часов, одновременно учатся до 30% пользователей. Чтобы в СДО не было сбоев и время загрузки не увеличивалось, разработчики каждый квартал оптимизируют приложение. Сначала сотрудники ГВЦ тестируют системы – имитируют основные действия посетителей. Тесты работают в круглосуточном режиме и накапливают статистику по ошибкам, которые передают разработчикам для проведения анализа и запуска работ по оптимизации ПО. Следить за подсистемами и серверами СДО администраторам помогает сервис Zabbix.

Интерфейс системы постоянно совершенствуется на основе пользовательского опыта и учитывает принципы проектирования UX/UI-дизайна. За последние три года из СДО кадровые и производственные автоматизирование системы стали забирать данные. Так, информация о прохождении обучения стала доступна для принятия производственных и управленческих решений.

В 2019 году по мере роста числа обучающих программ Центр бренда работодателя и развития человеческого капитала (ЦБР) открыл отдел по разработке дистанционных курсов и разработал облачный конструктор курсов. Команда методистов ЦБР даже создала курс по профессии «Разработчик дистанционных курсов». За пять лет это обучение прошли больше 800 человек, и РЖД объединили крупнейшую в стране команду внутренних разработчиков, работающих по единым стандартам. Программы профессионального развития РЖД разрабатывает совместно с отраслевыми вузами, часть образовательных программ по росту корпоративных компетенций холдинг закупает у лидеров рынка дистанционного образования. В 2020 году на платформе СДО стартовал проект «Час знаний»: сотрудники могут уделить час рабочего времени на повышение своих навыков. За четыре года для проекта разработали более 1230 дистанционных курсов. В 2021 году в российских магазинах приложений для Android и iOS появилось мобильное приложение РЖД СДО, что сделало обучение еще более удобным.

Интерфейс системы постоянно совершенствуется на основе пользовательского опыта и учитывает принципы проектирования UX/UI-дизайна

Опыт организации дистанционного обучения тиражируются и на дочерние компании РЖД. Например, ФПК приняла СДО как основу для развития своих сотрудников. Но система востребована не только в холдинге. За последние три года курсы СДО прошли больше 3000 студентов профильных вузов. Курсы в СДО проходят в асинхронном режиме, когда студенты учатся в свободном графике. При этом в системе ежедневно проводится не менее 20 живых вебинаров на разные темы. Так, учебные центры профессиональных квалификаций – входная точка обучения для рабочих специальностей – используют вебинарную комнату СДО на постоянной основе. Для повышения вовлеченности на платформе есть и элементы геймификации. За прохождение курсов сотрудник получает «валюту» СДО – километры. Пользователи могут потратить их на путешествие по России – от Калининграда до Владивостока. Также ведется рейтинг лучших сотрудников, участвующих в саморазвитии. Каждый год департамент управления персонала вручает победителям сертификаты на обучение в Корпоративном университете РЖД.

За последние три года курсы СДО прошли больше 3000 студентов профильных вузов.

В перспективе развитие системы направлено на расширение линейки дистанционных курсов, внедрение персональных траекторий обучения и автоматизацию отбора людей в кадровый резерв.

«У ГВЦ большой опыт внедрения проектов по дистанционному обучению РЖД. Мы создали типовые документы, позволяющие оперативно стартовать с любым видом обучения под конкретные потребности внутренних клиентов. Сейчас команда разработчиков ПКТБ-ЦЦТ готовит совершенно новую и более удобную СДО с учетом современных требований и импортозамещения. В основе лежит методология Agile, которая позволяет оперативно развивать систему под растущие потребности компании», – поделился Денис Сосин.

Автор: София Якимова

Аналитика
20 мая 2024 (15:26)
Вернуться назад
Поделиться >

Журналы

Новости

В раздел
Более 1,5 млн документов ежемесячно оформляется через ГИС ЭПД

ГИС ЭПД станет основой Национальной цифровой транспортно-логистической платформы

03 июля 2025
Тестовый участок ВСМ планируется построить в 2027 году

Его протяженность составит 129 километров

03 июля 2025
Вышло обновление корпоративного мессенджера eXpress

На базе мессенджера функционирует Единая корпоративная система обмена сообщениями в РЖД

03 июля 2025
При строительстве ВСМ в России будут использованы новейшие цифровые решения

Проект выведет транспортную отрасль на новый уровень технологического развития

02 июля 2025

Важное

Платформа для соревнований
24 июня 2025
Грузоперевозкам добавят удобства
09 июня 2025
Новые возможности
27 мая 2025