РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
«Кванторианцы» выходят на железные дороги
Проекты

«Кванторианцы» выходят на железные дороги

Уникальная система дополнительного образования молодежи реализуется ОАО «РЖД» через сеть технопарков «Кванториум».

20:03, 12 июля 2023

Содержание
Содержание

Цифровое будущее начинается сегодня. Чтобы оно наступило, важно научить людей не бояться новых технологий, уметь пользоваться цифровыми инструментами в своей работе. Решить эту задачу помогает уникальная система дополнительного образования молодежи, реализуемая ОАО «РЖД» через сеть технопарков «Кванториум». Здесь готовят инженеров нового формата, которые не боятся воплощать в жизнь свои самые смелые технические идеи. В зависимости от выбранного профиля молодые люди занимаются программированием или дизайном, создают роботов или «трехмерные миры», знакомятся с геоинформационными системами или альтернативными источниками энергии. Работа «Кванториумов» стала возможной благодаря политике РЖД по поддержке талантливой молодежи.

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин: 

«В плане профориентации важно, чтобы как можно раньше молодые люди понимали, чем живут компании, как они работают, какие готовы предоставить возможности в плане карьеры. И нам важно рассказывать молодым ребятам о проектах РЖД и вовлекать их в работу».

Работа «Кванториумов» стала возможной благодаря политике РЖД по поддержке талантливой молодежи. Фото: Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО «РЖД»
Работа «Кванториумов» стала возможной благодаря политике РЖД по поддержке талантливой молодежи. Фото: Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО «РЖД»

Детский технопарк «Кванториум» – это система дополнительного образования, реализуемая на детских железных дорогах (ДЖД).


На ДЖД детей знакомят с профессиями железнодорожного транспорта:
●    осмотрщик по станции;
●    дежурный по переезду;
●    поездной диспетчер;
●    начальник поезда;
●    бригадир поезда;
●    начальник вокзала;
●    дорожный мастер;
●    электромеханик СЦБ и связи;
●    помощник машиниста;
●    машинист тепловоза;
●    стрелочник;
●    проводник вагона;
●    ревизор;
●    оператор поста централизации;
●    монтер пути;
●    бригадир пути.


В «Кванториуме» готовят инженеров нового формата, которые не боятся воплощать в жизнь свои самые смелые технические идеи. Обучение бесплатное. Школьники могут изучать следующие дисциплины:
●    программирование;
●    дизайн;
●    создание робототехники;
●    3D-моделирование;
●    альтернативные источники энергии;
●    геоинформационные системы.


Ученики «Кванториумов» получают знания в командах, выполняя реальные проекты, решая прикладные задачи в управлении железными дорогами. Пока работает шесть детских технопарков.
Обучение длится три года. Выпускник получает сертификат, который может ему пригодиться при поступлении в техникум или вуз.

Он добавил, что несколько цифровых сервисов уже разработали ребята из «Сириуса». Их можно увидеть в отраслевом демонстрационном центре РЖД. Еще один важный аспект: сотрудники холдинга выступают как доценты, преподаватели в «Сириусе», в отраслевых вузах, в наших детских железных дорогах.

«Мы сейчас ориентируемся на технологии, которые только создаются, – например, квантовые коммуникации. Сейчас в этой теме разбирается, может быть, сотня человек. А к 2030 году их должно быть более тысячи или десятки тысяч. А все эти люди сейчас учатся в школе. Поэтому мы обязаны совместно с коллегами из других крупных компаний, при поддержке государства готовить кадры для инноваций. И роль образовательных учреждений в этом очень высока», – подчеркнул Евгений Чаркин.

«Кванториум» – в онлайн

Учащиеся и наставники центра технического развития – детский технопарк «Кванториум» Свердловской детской железной дороги (СвДЖД) представили цифровой образовательный портал. Он помогает улучшить обратную связь между педагогами и обучающимися детских железных дорог и технопарков «Кванториум РЖД».

В технопрках создается благодатная почва для подготовки кадрового ресурса. Фото: Кванториум ЧДЖД
В технопрках создается благодатная почва для подготовки кадрового ресурса. Фото: Кванториум ЧДЖД

350 руб./год* – стоимость внедрения цифрового образовательного портала
 

* При наличии необходимого оборудования.

Эти учреждения дополнительного образования помогают ребятам познакомиться с железнодорожными профессиями, получить навыки по современным инженерно-техническим специальностям и т. д. Таким образом, создается благодатная почва для подготовки кадрового ресурса с компетенциями в сфере трансформации бизнес-процессов.
Например, педагоги «Кванториум РЖД» выделяют заинтересованных учащихся, предлагая каждому индивидуальную траекторию. Однако преподаватели сталкиваются с проблемой: нет единого цифрового пространства для взаимодействия с детьми, их родителями и экспертами РЖД.
Собственно, к внедрению представители СвДЖД предложили разработанный цифровой образовательный портал «Кванториум Workspace» – портал для учебы и проектных разработок.

Концептом предусматривается создание интернет-ресурса со следующими рубриками:

  • новости (расписание занятий, афиша событий и т. д.);
  • сообщения (в личном кабинете пользователя);
  • дневник (со списком заданий, отправка их педагогам на проверку);
  • журнал (для администратора и педагога, который отображает посещаемость и отслеживает выполнение учебного плана);
  • каталог проектов (разрабатываемый детьми, а также инструменты поиска по ключевым словам, страницы проектов);
  • ● рабочее пространство (доска задач с возможностью создания, назначения исполнителей, ведения командного чата для совместного решения задач, сроками).

Уже завершена разработка программного продукта, а цифровой образовательный портал готов к внедрению в ДТ «Кванториум РЖД» и детских железных дорогах. С сентября 2022 года описанный функционал тестируют на СвДЖД.

Начальник центра технического развития – детский технопарк «Кванториум» СвДЖД Марина Сивкова:

«Идет серьезная доработка функционала разрабатываемой системы. Помимо снижения затрат по сбору статистических данных, продукт направлен на повышение мотивации обучающихся посредством удобства использования единой системы. Кроме того, реализована игровая форма получения образовательных материалов. Основным стейкхолдером решения станет детский технопарк «Кванториум» Свердловской детской железной дороги. Решение может быть полезным для учреждений дополнительного образования разной направленности».

«Рельсоход» набирает высоту

Студент Уральского железнодорожного техникума, учащийся детского технопарка «Кванториум» СвДЖД Константин Базуев подготовил проект «Рельсоход». Эта система мониторинга с применением беспилотника (БПЛА) коренным образом изменит процедуру диагностики инфраструктуры.
Согласно статистике, причиной 29% чрезвычайных ситуаций на железной дороге является человеческий фактор. Автоматизация и роботизация помогут свести к минимуму травматизм.
Стандартная процедура проверки состояния изолирующих стыков и дефектоскопия рельсов опасна, неэффективна и ресурснозатратна. 

Автоматическая проверка при помощи БПЛА решает многие проблемы, в том числе:

  • автоматизированное движение по рельсовому полотну;
  • автоматическая остановка при обнаружении изолирующего стыка;
  • произведение необходимых измерений и очистка изостыка;
  • отправка полученных после измерения данных на сервер;
  • проверка рельсов на наличие трещин и излома.

Форма устройства обусловлена обеспечением устойчивости на геометрии рельса, а отверстия необходимы для облегчения веса конструкции.

Характеристики устройства:


Вес: 6 кг без учета веса аккумуляторов
Размеры: 800 × 700 × 200 мм
Длина винта: 180 мм
Продолжительность работы без подзарядки: 2 часа

Новая система мониторинга с применением беспилотника (БПЛА) коренным образом изменит процедуру диагностики инфраструктуры. Фото: Архив Константина Базуева
Новая система мониторинга с применением беспилотника (БПЛА) коренным образом изменит процедуру диагностики инфраструктуры. Фото: Архив Константина Базуева

БПЛА получает фото поверхности катания, GPS-координаты стыка, сведения о времени проведения проверки, ширине колеи, дефектограмму пути и т. д.
Также создан сервер с обработкой получаемых данных, сформирована база данных с привязкой объектов по GPS, разработан чат-бот для отслеживания сотрудниками состояния стыков.
В дальнейшем возможно внедрение искусственного интеллекта для выявления отклонений от норм содержания изолирующего стыка, реализация отлета на безопасное расстояние при приближении поезда, подзарядка батареи от напряжения рельсовой линии.

Начальник центра технического развития – детский технопарк «Кванториум» СвДЖД Марина Сивкова:


«На летнюю проектную смену мы пригласили эксперта, который обозначил проблему проверки изолирующих стыков. В России проверку параметров изолирующих стыков осуществляют работники РЖД. Некоторые параметры возможно измерять с помощью вагона-дефектоскопа. Внедрение «Рельсохода» позволит уменьшить количество работников, находящихся на железнодорожных путях в непосредственной опасности, соответственно, сократит уровень производственного травматизма. Наше решение было обкатано на полигоне Свердловской детской железной дороги. По результатам испытаний были выявлены определенные недостатки, которые планируется устранить до полноценного внедрения».

Стейкхолдеры проекта – дирекция инфраструктуры РЖД, в частности службы дистанции сигнализации и связи (шнуровая часть) и дистанция пути.

Зоркий «Орлан»

Представители Приволжской детской железной дороги создали ПАК «Орлан» – устройство для дистанционного контроля состояния верхнего строения пути.
Для исследования железнодорожного полотна применяются ручные путеизмерительные тележки, для работы с которыми требуется команда из 3–4 специалистов. Путеизмерительная тележка ПТ-7МК решает лишь небольшую часть того, что делает «Орлан».
Человеческий фактор влияет на качество выполнения работ. Решение о повреждении железнодорожного полотна специалистам приходится принимать на месте.
Для обслуживания «Орлана» специальные навыки не требуются. После запуска устройства необходим один человек.

2 млн руб.* в год экономит один комплекс «Орлан»;
на 40–60%* позволяет сократить издержки компании.


* За счет кратковременного закрытия перегона для обследования и обработки железнодорожного полотна.

Особенность «Орлана» заключается в модульной структуре. На базе основного устройства в режиме оперативной замены возможно использование дополнительных рабочих модулей с расширенным функционалом:

  • гербицидной обработки;
  • борьбы с обледенением;
  • доставки грузов/оборудования и т. д.
«Орлан» позволяет оперативно заменять модули для различных видов работ. Фото: Архив ИД «Гудок»
«Орлан» позволяет оперативно заменять модули для различных видов работ. Фото: Архив ИД «Гудок»

Устройство полностью автономно, автоматизировано, управляется удаленно. Комплекс позволяет оперативно заменять модули для различных видов работ. По многофункциональности у «Орлана» в России нет аналогов.

Характеристики устройства:


Габаритные размеры: 1150 × 750 × 1150 мм

Вес: 55 кг

Потребляемая мощность: 1,75 кВт

Управление: Электронно-дистанционное

Используемые платформы: Raspberry PI 3, Arduino Uno

Материал исполнения: Металл, пластмасса

Ученики «Кванториумов» получают знания в командах, выполняя реальные проекты, решая прикладные задачи в управлении железными дорогами. Фото: Архив Константина Базуева
Ученики «Кванториумов» получают знания в командах, выполняя реальные проекты, решая прикладные задачи в управлении железными дорогами. Фото: Архив Константина Базуева
Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
email
Подписка на новости
Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности