Технологическая политика государства, крупных компаний сегодня во многом ориентирована на развитие работы с большими данными. Их грамотное использование способно вывести на новый уровень все сферы – от туризма и медицины до транспорта и логистики.
Использование больших данных сегодня может ускорить и сделать более эффективным развитие практически всех отраслей. «Сегодня целый ряд нацпроектов включает задачи, которые помогут реализовать в том числе большие данные. Речь идет о проектах «Туризм и гостеприимство», «Эффективная и конкурентная экономика», «Продолжительная и активная жизнь» и прочих. Не говоря уже о том, что пространственное развитие нашей территории без больших данных очень тяжело осуществлять», — сказал на ПМЭФ директор Института изучения мировых рынков Алексей Бобровский.
Многие отечественные компании уже давно выстраивают свои бизнес-процессы, опираясь на большие данные. При этом объем поступающей информации постоянно растет. Поэтому требуются новые, инновационные методы ее анализа и применения.
«Мы всегда работали с данными. При этом объем данных о клиенте с 3 тыс. атрибутов сейчас вырос до 31 тыс. Это различная информация, сложная аналитика. Сфера ее применения безгранична – начиная с использования в CRM (системы управления взаимоотношениями с клиентами) и системах безопасности и до непосредственно в продажах. Аналитический CRM, который мы разработали, позволяет формировать для клиента более 700 предложений в секунду. Это то, что является драйвером продаж, развития компании и ее безусловным преимуществом. Мы перешли к озерам данных, научились одновременно использовать структурированные и неструктурированные данные – это дает нам определенную гибкость в самых разных процессах», — рассказал первый заместитель генерального директора холдинга Т1 Дмитрий Харитонов.
В РЖД работа с большими данными ведется по нескольким направлениям. Например, с их помощью удается повысить эффективность производственных процессов. «Обладая информацией о «поведении» инфраструктуры, подвижном составе, графиках движения можно принимать эффективные управленческие решения. На их основе можно формировать предиктивные модели отказов оборудования и переходить от обслуживания «по регламенту» к обслуживанию «по состоянию», — рассказал на ПМЭФ заместитель генерального директора РЖД Евгений Чаркин.
Перспективный проект РЖД, который предполагает использование больших объемов данных, — Программный комплекс для моделирования и прогнозирования пассажиропотоков. Он создан в рамках Индустриального центра компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений (ИЦК) «Железнодорожный транспорт и логистика» и запущен в эксплуатацию в июне 2024 года.
Программный комплекс обрабатывает большие объемы данных о передвижении пассажиров по России. В систему внедрены технологии ИИ: они прогнозируют трафик, предлагают решения по управлению маршрутами, распределению транспортных потоков. Это позволяет рассчитывать оптимальные параметры инфраструктурных проектов, маршрутов и подвижного состава.
«Эффект от внедрения этого проекта: сокращение в десятки раз сроков составления планов развития территорий. Монетарный эффект при этом может достигать десятков миллиардов рублей», — подчеркнул Евгений Чаркин
Система позволяет моделировать различные сценарии социально-экономического развития территорий, закладывать различную динамику социально-экономических показателей. Например, численность населения, среднедушевые доходы населения, от чего напрямую зависит спрос на пассажирские перевозки. Возможно также определить оптимальные параметры новых проектов: скоростной режим, частоту движения, тарифную политику, а также оценивать влияние развития смежных видов транспорта.
На основе больших данных можно спрогнозировать, например, как повлияет на экономику региона ввод в эксплуатацию новой автомобильной дороги и как это скажется на пассажиропотоке железнодорожного транспорта. Или каков будет приток населения при появлении нового маршрута лоукостера.
Многие компании сегодня идут по пути информационной кооперации – совместно используют большие данные для более точного прогноза и эффективного управления. Так, например, РЖД обогатили сведения о пассажирских перевозках данными одного из операторов связи. Анализ получившегося массива позволил сделать выводы о том, как оптимизировать расписание и составность поездов, каким должно быть соотношение классов вагонов на определенных маршрутах и принять ряд других решений. «Данные, естественно, обезличены, чтобы не нарушать требования законодательства. В итоге мы получили хороший инструмент, который позволяет сделать наши услуги более удобными для клиентов», - добавил Евгений Чаркин.
Совместная работа, которая предполагает использование больших данных, ведется и по другим направлениям. РЖД и партнеры вовлечены в создание отечественной системы управления ресурсами (СУР). Ее архитектура будет открытой, что позволит интегрировать любые решения, доступные на рынке, в общую систему.
В настоящее время также создается Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа (НЦТЛП) «ГосЛог», в основу которой лягут разработки ведущих транспортных компаний страны, в том числе РЖД. «Ее суть – в создании единого озера данных с точки зрения электронных перевозочных документов. Принят закон, который обязывает со следующего года все экспедиторские документы оформлять в электронном виде. Этот как раз и есть тот массив данных, на основе которого можно строить прогнозы транспортно-экономического баланса, — рассказал Евгений Чаркин. – Это пример того, как данные всех заинтересованных участников должны и могут быть использованы».
Так, благодаря ИЦК появился ряд корпоративных программных продуктов и другие прикладные решения
С помощью платформы «Инновационная мобильность» проанализированы популярные направления
Опытным полигоном стал участок Россошь – Лихая
Компания отмечена в номинации «Лучшая digital-среда в HR»