РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
Таланты применили на практике
Тренды

Таланты применили на практике

Студенты прошли стажировку в лабораториях сквозных цифровых технологий ОЦРВ

15:28, 23 октября 2023

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Содержание
Содержание

В Отраслевом центре разработки и внедрения информационных систем (ОЦРВ) РЖД завершилась трехмесячная программа стажировок для студентов Университета «Сириус». Это совместный проект ОЦРВ, РЖД и фонда «Таланты и успех» по выявлению талантливых студентов и оказанию им содействия в дальнейшем развитии. О том, как прошли стажировки, порталу RZDdigital рассказали кураторы программы.

Стажировка стала своеобразным продолжением  практики, которую проходят студенты колледжа Университета «Сириус» в ОЦРВ. К слову, РЖД – это единственная компания-работодатель среди партнеров «Сириуса», которая предоставляет молодым специалистам возможность пройти весь путь профессиональной подготовки: обучение, практика, стажировка, трудоустройство в филиале ОЦРВ на федеральной территории Сириус.
Программа стажировок вызвала большой интерес среди молодежи, а конкурс достиг 5–7 человек на место в зависимости от направления, что сопоставимо с набором в ведущие вузы страны. Отбор на стажировку проходил по результатам практики в Отраслевом центре разработки и внедрения информационных систем РЖД или обучения в университете, также все ребята проходили интервью с руководителями лабораторий ОЦРВ.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

В течение трех месяцев студенты работали по программам стажировок в лабораториях сквозных цифровых технологий: искусственного интеллекта и нейронных сетей, виртуальной реальности, блокчейн.
Кураторами выступили ведущие специалисты и руководители каждого из подразделений. Опытные коллеги помогали студентам и сопровождали их в течение всей стажировки. Несколько человек по итогам стажерской программы были зачислены в штат компании.

Лаборатория блокчейн

В лаборатории в этом году было открыто четыре стажерские позиции. На две из них пришли студенты, успешно прошедшие практику в ОЦРВ, а также стажеры, прошедшие отборочное  интервью и тестовые задания. Все стажеры – учащиеся колледжа Университета «Сириус».

Заведующий лабораторией блокчейн филиала №11 ОЦРВ  «Сириус» Владимир Ударцев:

«Стажерская программа подразумевает прежде всего первые этапы вхождения в среду разработки, среду исследований и узких специализаций. Этому способствуют актуальные задачи общего характера: развернуть репозиторий,  разработать на типовых схемах микросервис, отладить его взаимодействие с другими микросервисами. Кроме того, ребята получают опыт работы в команде. Часто у современных молодых специалистов нет опыта и практики работы в коллективе, они привыкли выполнять индивидуальные домашние задания, создавая так называемые пет-проекты».

Фото: Лия Андриасова
Фото: Лия Андриасова

По его словам, стажерам было предложено выполнить на выбор несколько маленьких проектов или один большой. Один из студентов пошел по пути одного большого проекта, остальные три решили взять небольшие разрозненные задачи на время стажировки. «Мы сознательно отказались от работы по методичкам и сделали акцент на индивидуальной работе с каждым студентом. Стажеры постоянно находились под контролем наставников и в любой момент обращались за помощью»,– говорит Владимир Ударцев.
В целом стажерская программа нужна для понимания, насколько кандидат готов к работе в нашей компании, имеющей определенную специфику, отмечает он. 

«Как и в других госкомпаниях, у нас есть определенные требования и рамки, в том числе касающиеся программных методов и работы с «железом». Многие молодые люди никогда не сталкивались с понятием «большой корпорат», поэтому стажерская программа нацелена и  на то, чтобы научить студентов работать в определенные часы с отчетами, планами, задачами, соблюдать дресс-код при посещении рабочего места. Не все студенты, обладающие знаниями по ИТ, готовы работать в корпоративных рамках. Разумеется, в процессе работы стажеры получают знания по технологиям, процессам разработки, умению читать, искать и понимать документационные материалы.В результате нашей стажерской программы один студент получил предложение работать в штате на позиции младшего разработчика»,– говорит Владимир Ударцев.

«Мы сознательно отказались от работы по методичкам и сделали акцент на индивидуальной работе с каждым студентом»

Лаборатория искусственного интеллекта и нейронных сетей

Три стажера были распределены по направлениям лаборатории. Один студент работал в группе компьютерного зрения и занимался разработкой прототипов веб- и мобильного приложения, обрабатывающего видеопоток в режиме реального времени. Конечная цель работы – идентификация объектов с помощью технологий компьютерного зрения.
Еще два стажера были закреплены в группе анализа структурированных данных. Они занимались веб-разработкой интерфейса для прогнозной аналитики в рамках одного из проектов по прогнозированию параметров функционирования железнодорожного пути. Конечной целью ребят стала разработка интерактивной кликабельной карты железных дорог РФ, наглядно демонстрирующей результаты предиктивной аналитики.

Фото: Лия Андриасова
Фото: Лия Андриасова

Заведующий лабораторией искусственного интеллекта и нейронных сетей Александр Любченко:
«У каждого стажера был свой наставник из числа сотрудников лаборатории, с которым ребята могли пообщаться в любое время. На период стажировки были поставлены конкретные задачи, относящиеся к проектам лаборатории. Это разработка прототипов цифровых решений в виде веб-приложений либо приложений для мобильной платформы на базе Android. Таким образом,  в процессе работы ребята прокачали навыки мобильной и веб-разработки. По завершении стажировки они отметили, что им было интересно работать, и особо подчеркнули важность причастности к решению конкретной задачи в рамках прикладного проекта».

Ребята работали на стыке двух направлений: разработка и технологии машинного обучения. Это не только интересно, но и перспективно, так как  формирует основу для развития востребованных сегодня компетенций ИТ-специалистов. рассказал Александр Любченнко. То есть, накапливая такой опыт, ребята становятся профессионалами, способными не просто выполнять качественно свою часть задачи, но и смотреть комплексно на проект и быть в состоянии реализовать его от идеи до прототипа, наглядно демонстрирующего функционал.

«В таких стажерских программах мы видим колоссальную возможность с точки зрения развития кадрового потенциала»

«Для нас подобные стажировки – это, во-первых, способ поделиться с молодым поколением знаниями, технологиями, которые мы применяем в лаборатории. Во-вторых, это возможность познакомить молодежь с нашей лабораторной средой, привлечь талантливых сотрудников, которые в кратчайшие сроки могут изучить новый для себя инструментарий и применить его на практике. В таких стажерских программах мы видим колоссальную возможность с точки зрения развития кадрового потенциала»,– говорит он.

Лаборатория виртуальной реальности

Задачей стажерской практики для двух студентов в этот раз стало создание игры на тему логистики РЖД для выставочных стендов и мобильных платформ. Ребята работали над проектом в рамках глобальной задачи по привлечению молодых специалистов из ИТ и формирования интереса к работе в РЖД. Цель игры – набрать максимальное количество очков за три месяца игрового времени. Для достижения этой задачи необходимо правильно комплектовать прибывающие на сортировочную станцию составы, своевременно справляться с происходящими на станции чрезвычайными ситуациями и улучшать элементы инфраструктуры, такие как размер склада, количество путей и вагонов.

Фото: Лия Андриасова
Фото: Лия Андриасова

2D-художник лаборатории виртуальной реальности Сергей Самсонов:
«Мы, как наставники, постарались сделать стажировку максимально приближенной к реальной работе в компании, чтобы дать стажерам максимально релевантный опыт на рынке для дальнейшего трудоустройства».

Стажировка включает в себя полный цикл разработки игры. Стажеры получили спектр знаний для входа в профессию по своей специальности: выстраивание общей архитектуры проекта, написание контроллеров для игровых механик, управление памятью, верстка интерфейса. А также  ребята приобрели знания для эффективной работе в команде: создание репозиториев, совместная работа над проектом через общий репозиторий, совместное ведение документации по проекту, ведение таск-трекера задач, рассказал Сергей Самсонов.

От специалистов лаборатории стажеры получили комплексные знания по смежным дисциплинам, таким как гейм-дизайн, создание интерфейсов, техническая анимация, работа со светом в сцене, управление проектом.

Стажеры могли подойти к кураторам в любой момент и оперативно получить обратную связь по любому интересующему вопросу

«Но самый ценный навык, на мой взгляд, – работа в команде. От обилия онлайн-курсов и выполнения заданий в одиночку эта сторона профессии страдает в первую очередь, поэтому такой опыт я считаю наиболее ценным для стажеров и предпочтительным среди работодателей»,– говорит Сергей Самсонов.

Фото: Лия Андриасова
Фото: Лия Андриасова

При таком подходе получилось достигнуть максимального взаимодействия. Стажеры могли подойти к кураторам в любой момент и оперативно получить обратную связь по любому интересующему вопросу. Это, в свою очередь, сильно повлияло на сроки и качество разработки: за три месяца стажировки молодые специалисты полностью довели проект до финала от дизайн-документа до релизной версии продукта. Это отличный результат среди большинства разработчиков.

По окончании практики оба стажера получили предложение о работе. Они уже трудятся в штате, совмещая работу и учебу.

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
email
Подписка на новости
Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности