РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:2Ranym7c39K
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Тренды
18 декабря 2023 (14:34)
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Связанные статьи
Тренды
18 декабря 2023 (14:34)
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Связанные статьи

Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем (ОЦРВ), дочерняя организации цифрового холдинга «РЖД-Технологии», выступил партнером Университета «Сириус» в рамках образовательного проекта для школьников «Уроки настоящего». Ребята разбирались, как технологии компьютерного зрения и нейросети облегчают работу на железнодорожной станции. О том, какие задачи стояли перед учениками, рассказали эксперты Филиала № 11 ООО «ОЦРВ» Сириус».

«Уроки настоящего» — программа Образовательного центра «Сириус» для школьников 7–11-х классов. Проект прокладывает ребятам дорогу в мир исследований и открытий и знакомит с перспективными технологиями будущего. Участники работают над задачами от научных лидеров страны: изучают материалы, смотрят лекции и выполняют групповое задание. В конце программы юные ученые презентуют свои решения, а представители заказчика выбирают лучшие.

Главная задача ― обучение нейронных сетей распознаванию типов грузовых вагонов. Кураторы разделили проект на два этапа.

Базовый уровень ― подготовка данных и анализ
На первом этапе школьники составляли базу изображений грузовых вагонов ― крытый вагон, полувагон, цистерна, думпкар и хоппер. Ребята искали фотографии в свободных источниках, делали скриншоты видео, а самые любознательные сходили на железную дорогу и сделали реальные снимки. За такую вовлеченность организаторы давали дополнительные баллы.
После сбора материала учащиеся приступили к разметке изображений в программе для аннотаций CVAT ― назначили метки классов каждому изображению из набора данных, которые понадобятся для дальнейшего обучения нейронной сети.

Продвинутый уровень ― обучение нейросети и проверка модели
Для работы на втором этапе школьникам понадобились навыки работы в Python и Jupyter Notebook, а также базовые знания библиотек машинного обучения.
Нейросети работают по известному принципу: принимают массив данных, анализируют закономерности, запоминают их и при применении выдают результат. В нашем случае нейросеть должна классифицировать типы вагонов ― правильно соотнести картинку с нужным классом. Нейронные сети способны хорошо обобщать данные, благодаря этому система учится распознавать не только исходные картинки, но и схожие, например вагоны в других ракурсах, другом освещении.

«Для решения задачи учащиеся применили технологии компьютерного зрения и нейросети. Точность распознавания составила 80–90%. Показатель можно улучшить с помощью увеличения объема обучающей выборки: найти изображения в различных погодных условиях, при свете и в темноте. За месяц каждая команда собрала до 500 снимков ― по 100 на каждый класс. Для обучения оптимально использовать около 1000 изображений на каждый тип вагона, ― говорит старший специалист по анализу данных лаборатории искусственного интеллекта и нейронных сетей Филиала № 11 ООО «ОЦРВ» Сириус» Илья Смолин.

Победителями стали две группы школьников — из Тамбовской области и Екатеринбурга. Кураторы из ОЦРВ РЖД оценивали работу обученной нейросети и презентацию проекта.

Для обучения оптимально использовать около 1000 изображений на каждый тип вагона

Лаборатория искусственного интеллекта и нейронных сетей Филиала № 11 ООО «ОЦРВ» Сириус» работает над отраслевыми проектами с применения технологий компьютерного зрения, обработки естественного языка и предиктивной аналитики для хозяйств и служб «Российских железных дорог». 

Один из примеров реализованного проекта ― автоматизация нормирования труда с помощью компьютерного зрения. Обученный набор моделей глубокого и машинного обучения анализирует видеозапись производственного процесса и оценивает время, затраченное на различные трудовые операции в рамках работ путевого хозяйства. Одна модель находит человека в кадре, другая определяет применяемый в операции инструмент. Далее фиксируется привязка инструмента к рукам специалиста и вычисляется отрезок времени работы с инструментом. Система находится в промышленной эксплуатации и отслеживает операции с 35 инструментами путевого хозяйства.

Область применения технологий компьютерного зрения на железнодорожном транспорте очень обширна. Цифровые решения, построенные на их основе, востребованы во многих технологических процессах с визуальным контролем и анализом.

Так, компьютерное зрение может быть применимо для контроля соблюдения технологии выполнения работ и требований охраны труды, в различных системах видеоаналитики, например в задачах мониторинга пассажиропотока на станциях, в системах управления беспилотными транспортными средствами и многого другого.

Тренды
18 декабря 2023 (14:34)
Вернуться назад
Поделиться >

Журналы

Новости

В раздел
Более 1,5 млн документов ежемесячно оформляется через ГИС ЭПД

ГИС ЭПД станет основой Национальной цифровой транспортно-логистической платформы

03 июля 2025
Тестовый участок ВСМ планируется построить в 2027 году

Его протяженность составит 129 километров

03 июля 2025
Вышло обновление корпоративного мессенджера eXpress

На базе мессенджера функционирует Единая корпоративная система обмена сообщениями в РЖД

03 июля 2025
При строительстве ВСМ в России будут использованы новейшие цифровые решения

Проект выведет транспортную отрасль на новый уровень технологического развития

02 июля 2025

Важное

Платформа для соревнований
24 июня 2025
Грузоперевозкам добавят удобства
09 июня 2025
Новые возможности
27 мая 2025