РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:2Ranym7c39K
Проекты
12 ноября 2022 (20:27)
Связанные статьи
Проекты
12 ноября 2022 (20:27)
Связанные статьи
Содержание
Содержание

Тренды

Ежегодно на железнодорожном транспорте в России и мире происходят тысячи небольших поломок. Поезда отправляют в депо и чинят, но каждый лишний день ремонта поезда – это не только прямой убыток, но еще и дополнительные расходы, связанные с простоем локомотива.

Еще несколько лет назад телеметрические данные поездов обрабатывались людьми. Инженеры-диагносты просматривали отчеты о работе за несколько суток работы фактически вручную. Информацию можно было считать некорректно, часть ошибок просто пропустить и не зафиксировать.

РЖД постоянно модернизирует системы диагностики, а также предлагает сторонним разработчикам поучаствовать в этой работе. Современные системы предиктивной аналитики используют возможности искусственного интеллекта, машинного зрения, дополненной реальности, а также другие направления, позволяющие повысить уровень надежности локомотивов.

Технология

Предиктивная аналитика – совокупность методов анализа данных, используемая для прогнозирования поведения объектов и субъектов или течения процессов.

С помощью искусственного интеллекта, больших данных, машинного обучения на базе алгоритмов и исторических параметров эксплуатации предиктивная аналитика позволяет предсказать сбои и поломки.

Чем больше данных для анализа, тем точнее будет прогноз. Оснащенный современными сенсорами и датчиками локомотив, в зависимости от условий работы, передает от 1 терабайта данных в месяц. Проанализировать эту информацию ни один человек не в состоянии. Обработав их с помощью систем искусственного интеллекта, можно оптимизировать параметры надежности и минимизировать количество поломок.

Реализация

В 2016 году, чтобы повысить эффективность анализа, началось внедрение автоматизированной системы мониторинга и прогнозирования технического состояния поездов «Умный локомотив». В ее основу легла модель, созданная компаниями «ЛокоТех» и Clover Group.

Система позволяет в режиме реального времени оценивать состояние локомотивов и прогнозировать отказ того или иного узла еще до наступления аварии.

Информацию о состоянии техники передают датчики, сенсоры и микропроцессорные системы управления (МСУ), которые регистрируют информацию о параметрах работы.

Во время каждого захода локомотива в депо на обслуживание или ремонт с его бортовой системы считываются записанные в пути следования телеметрические данные. Оператор загружает их в программу «Умный локомотив», где автоматически начинается конвертация и обработка информации. После этого запускаются алгоритмы выявления неисправных датчиков. Это позволяет предсказывать потенциальные инциденты в работе оборудования и просчитать вероятности отказа различных узлов локомотива. В результате угрозы происшествий и аварий в пути сведены к минимуму. Большинство поломок выявляются в среднем за месяц до того, как они реально произойдут.

В настоящее время система «Умный локомотив» анализирует 23 вида оборудования поездов более чем по 300 параметрам. Это позволяет обнаружить порядка 60 категорий сбоев в работе и автоматически определять нарушения эксплуатации, связанные с неправильными действиями сотрудников.


Результаты

Только в 2019 году система «Умный локомотив» выявила 100 тыс. инцидентов, каждый из которых мог привести к поломке. Затраты на аварийный ремонт уже удалось сократить в три раза, а потери времени из-за неплановых работ – на 12%.

Удалось снизить и сроки обслуживания техники в депо. Время на диагностику локомотива сократилось с 2 часов до 5 минут.

Перспективы

Следующий уровень использования предиктивной аналитики – создание единой цифровой экосистемы, позволяющей прогнозировать уровень неисправностей и проводить упреждающий ремонт по всей стране.

С 2018 года на базе сервисного локомотивного депо (СЛД) Братское реализуется пилотный проект «Цифровое депо».

К началу 2020 года в рамках эксперимента на полигоне уже внедрили более 30 различных цифровых и технологических решений, объединенных в одну интеллектуальную систему.

Автоматизация процессов позволила минимизировать риски человеческого фактора на качество процесса ремонта, а современные технологические решения сокращают время нахождения локомотивов в депо. Так, в 2 раза снизились временные затраты на производственные операции, а производительность труда выросла на 30%.

Цель проекта – повысить коэффициент готовности к эксплуатации (КГЭ) локомотива до 0,95 и увеличить качество ремонта. Достичь заявленных показателей поможет сокращение времени на проведение плановых сервисных работ, в частности текущего ремонта (ТР) ТР-1 и технического обслуживания (ТО) ТО-2.

Оборудование, анализируемое системой «Умный локомотив»

Умный Локомотив

Генератор тяговый

Электродвигатель тяговый

Насосы топливные, масляные

Радиатор водяной

Турбокомпрессор

Тормоз реостатный, рекуперативный

Компрессор тормозной

Реле и контакторы

Фильтры масляные, топливные

Аккумуляторная батарея

МСУ

Мотор-вентиляторы охлаждения

Форсунки

Водомасляный теплообменник

Возбудитель

Управляемый выпрямитель возбуждения

Выпрямительная установка

Система поосного регулирования

Цепи ослабления поля

Охладитель наддувочного воздуха

Выпрямительно-инверторный преобразователь

Преобразователи собственных нужд

Цифровое депо – первые результаты:

  • в 2 раза снизились временные затраты на производственные операции;
  • в 3 раза снизилось время цикловых операций при ремонте;
  • на 30% выросла производительность труда.


Фото: Shutterstock/FOTODOM

Проекты
12 ноября 2022 (20:27)
Вернуться назад
Поделиться >

Журналы

Новости

В раздел
Информсистема поможет оценить состояние искусственных сооружений на железнодорожной сети

Автоматизированная диагностика повысит уровень управленческих решений и оптимизирует эксплуатационные расходы

14 июля 2025
Андрей Никитин назначен на пост министра транспорта России

Накануне он был назначен исполняющим обязанности министра транспорта

08 июля 2025

Важное

Связь на скорости
14 июля 2025
Платформа для соревнований
24 июня 2025
Грузоперевозкам добавят удобства
09 июня 2025