Обычно, для того, чтобы избежать выхода диких зверей на железнодорожные пути, используются аналоговые решения: строятся специальные мосты и тоннели, заборы. Но на железных дорогах для этих уцелей активно применяют и цифровые решения: искусственный интеллект, Iot. Такие технологии тестируются в России.
Дикие и сельскохозяйственные животные нередко выходят на проезжие пути, включая железную дорогу. Чтобы свести к минимуму такие случаи, различные организации по всему миру разрабатывают и тестируют решения для усиления безопасности.
Например, строятся специальные ограждения: На линии Санкт-Петербург – Москва в лесных зонах установлены заборы вдоль железнодорожных путей. Они препятствуют проходу кабанов, однако олени и косули могут перепрыгнуть их и выйти на железную дорогу.
Еще одно решение – экодуки: Мосты или тоннели, расположенные вдоль троп по которым ходят животные, оснащены шумозащитными экранами и небольшими искусственными водоемами для питья. Минус этого решения – высокая цена.
В тайге работники, занимающиеся ремонтом путей и обслуживанием контактной сети и инфраструктуры, используют ультразвуковые устройства, перцовые или газовые баллончики, сигнальные пистолеты с акустическими капсулами и светошумовые приспособления для отпугивания животных. Однако эффективность этих средств ограничивается короткой дистанцией. что может быть небезопасно для работников.
Альтернативой аналоговым решениям являются цифровые технологии. Например, акустические системы. На РЖД они применяются с 2010 года. Если раньше основными поставщиками этих систем были зарубежные компании, то теперь производство подобной техники налажено и в России. Например, РЖД тестирует систему «Сирена-5», которая воспроизводит звуки, воспринимаемые хищниками и крупными копытными как угрозу.
В 2022 году тестовый комплекс «Сирена-5» был установлен на участке Валдай – Дворец Октябрьской железной дороги (ОЖД) на двух зонах безопасности протяжённостью 2 км, а также в зонах оповещения на расстоянии 3–7 км от них. Когда поезд приближается к этим зонам, модуль обнаружения подвижного состава по радиоканалу отправляет команду для воспроизведения отпугивающих звуков.
Для предотвращения выхода стадных домашних животных на пути в тёмное время суток предлагается использовать датчики света и движения. Как только животное достигает опасного участка, автоматически включаются специальные отпугивающие фары.
Безопасность сотрудников РЖД помогут обеспечить инновационные решения на базе нейросетей и искусственного интеллекта. Российская компания NtechLab, занимающаяся системами распознавания лиц, тестирует систему для распознавания диких животных. Эти испытания проводятся в партнёрстве с заповедниками Ханты-Мансийского автономного округа и детским технопарком «Кванториум» в Нефтеюганске. Для обучения нейросети используются различные видеозаписи с бурыми медведями. Система сможет оповещать о появлении диких животных в населённых пунктах и на объектах транспортной инфраструктуры.
В Канаде реализуется интересный проект под названием Beardar, предназначенный для обнаружения медведей вблизи населенных пунктов, а также оповещения людей о близком присутствии хищников. Для этой цели используются небольшие автовышки с мачтами, которые осуществляют мониторинг передвижения хищников.
В Индии внедряется проект по предотвращению выхода слонов на железнодорожные пути с использованием инновационных датчиков. Подрядчик Индийских железных дорог Sensonic реализует систему раннего обнаружения животных. Эта система использует технологию распределенного акустического зондирования для прослушивания звуков окружающей среды в зонах, прилегающих к железнодорожным путям. При обнаружении вибрации от приближающихся слонов сигнал передается оптическим каналом диспетчеру, начальникам станций и машинистам локомотивов. Среди возможных мер реагирования — снижение скорости или остановка поезда, вызов обученного персонала для взаимодействия с животными.
Разработка станет основой для формирования единых цифровых стандартов в этой сфере
Платформа «Инновационная мобильность» расширяет партнерскую сеть
Пилотной площадкой станет станция Челябинск-Главный
В этом году в АСУ ТСК добавят 17 модулей