РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
Акцент на цифровую кооперацию
Тренды

Акцент на цифровую кооперацию

Как российские компании создают новые цифровые решения

11:45, 22 мая 2024

Пресс-служба ЦИПР

Последние несколько лет создание отечественных цифровых сервисов и продуктов вместо иностранных аналогов стало главным вектором, определяющим ход цифровой трансформации.  Импортозамещение проходит в кротчайшие сроки. Наибольшая нагрузка приходится на крупные корпорации, которые ранее уже накопили опыт создания и внедрения подобных решений. В этих обстоятельствах особое значение приобретают «площадки», где они могли бы обмениваться компетенциями, взаимодействовать. Для этого появились такие организации как  ИЦК и АНО НЦК и некоторые другие . Промежуточные результаты работы участников этих объединений были представлена на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР 2024).

Российский бизнес успешно внедряет в производство собственные программные продукты. Часть из них создаются совместными усилиями заказчиков и разработчиков в рамках индустриальных центров компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений (ИЦК). Сейчас в стране насчитывается 37 ИЦК (а также 12 дополнительных центров компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного программного обеспечения - ЦКР). Они сформировали 197 особо значимых проектов по доработке российского ПО (в настоящее время 43 из них уже завершены и тиражируются на российском и дружественных зарубежных рынках).

Фото: Пресс-служба ЦИПР
Фото: Пресс-служба ЦИПР

Председатель правительства РФ Михаил Мишустин: 

«Бизнес отлично понимает важность применения инноваций в своей деятельности. Особенно это касается энергетики, добычи полезных ископаемых, сферы строительства, транспорта, производства. Использование только собственных продуктов способно гарантировать бесперебойную работу предприятий и защитить инфраструктуру. К декабрю свыше половины всех компаний станут использовать отечественный софт для организации своей деятельности. Хотя, напомню, ещё два года назад их было чуть больше трети. Серьезный вклад в достижение таких результатов внесли индустриальные центры компетенций, став примером эффективного сотрудничества бизнеса и государства в совместном выполнении задачи по обеспечению независимости от зарубежных цифровых продуктов. К концу десятилетия уже 80% всех предприятий должны перейти на отечественный программный продукт. Прежде всего в системах управления ресурсами и производством».

По словам генерального директора - председателя правления ОАО «РЖД» Одега Белозёрова, с 2022 года компании не закупает зарубежное ПО. При этом механизм ИЦК дополнительно систематизировал работу РЖД в области цифровизации.

Фото: Пресс-служба ЦИПР
Фото: Пресс-служба ЦИПР

Генеральный директор-председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров:
«В работе ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика» усилия направлены на те классы программного обеспечения, в которых доля использования российских разработок ниже 78% среднего значения по отрасли. Это российское ПО для управления транспортом, производственными процессами, основными фондами транспортно-логистических компаний. В первой волне мы выбрали восемь особо значимых проектов. У нас две основных системы взаимодействия с клиентами - одна касается оформления документов (АС «ЭТРАН», - ред.), вторая касается взаимодействия с пассажирами (АСУ «Экспресс», - ред.). Одна система в прошлом году полностью переписана и внесена в реестр отечественного ПО, вторая будет доработана в этом году».


Для ускорения процесса импортозамещения бизнес стремится укреплять межотраслевое взаимодействие и за пределами ИЦК. 


Фото: Пресс-служба ЦИПР
Фото: Пресс-служба ЦИПР

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин:
«Будущее за сотрудничеством, альянсами. И в рамках транспортной отрасли эта работа хорошо выстроена. Например, действует Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ). Совместно с Минтрансом запущен пилотный проект по интеграции Государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) с автоматизированной системой централизованной подготовки и оформления перевозочных документов ЭТРАН ОАО «РЖД». Дальше мы будем работать над созданием национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Что касается ИЦК - это эффективный инструмент, в рамках которого мы создаем решения, которые в том числе востребованы ИЦК других отраслей. Например, наши наработки по управлению движением интересны металлургам. И наоборот. Поэтому  нужно выходить на уровень межотраслевого взаимодействия. Нам необходимо создать лучшие ИТ-решения за короткое время, и сделать это без консолидации, кооперации невозможно».

Еще одно межотраслевое объединение, нацеленное на выработку конкурентных ИТ-решений, - АНО «Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом» (АНО «НЦК ИСУ»). В него входят несколько предприятий (в том числе РЖД, Газпром нефть, Т1). В сотрудничестве с компанией «1С» организация нацелена решить проблему отсутствия отечественной ERP-системы, которая помогает управлять бизнесом (она поддерживает автоматизацию и процессы в таких сферах, как финансы, управление персоналом, производство, логистическая цепочка, услуги, закупки и многое другое). Для этого создается национальная система управления ресурсами (СУР).

Самый важный аспект этой работы – кооперация, консолидация, отметил Евгений Чаркин. «От того, насколько качественное взаимодействие мы выстроим между крупнейшими заказчиками, производителями, государством, будет зависеть общий успех в будущем. Мы не нацелены на то, чтобы дать рынку возможность воспользоваться композитной архитектурой, в которой любой участник, имеющий качественное решение, нашел бы свое место».

Система будет представлять собой открытую платформу с базовой функциональностью. При этом к ее производительности предъявляются высокие требования: 30 тыс. одновременно работающих пользователей, до 300 млн документов, до 1,5 млрд документов в онлайн-доступе к архивам на горизонте 5 лет.

Фото: Пресс-служба ЦИПР
Фото: Пресс-служба ЦИПР

Директор компании «1С» Борис Нуралиев:
«Плюс создаваемой системы в том, что прикладные решения в ней не будут жестко завязаны на вендоре. Организации сами определят, что им конкретно нужно. Происходит своего рода кастомизация решений - коллеги разрабатывают свои прикладные решения для последующего анализа. Предполагаем, что коллективный разум на практике даст достаточно хорошие результаты».

Интерес к подобным продуктам проявляют многие игроки рынка. Так, потребность во внедрении апробированных систем есть в Росатоме. 

Генеральный директор АО «Гринатом» (ИТ-интегратом госкорпорации «Росатом») Михаил Ермолаев:

«Так сложилось исторически, что часть «Росатома» была на решениях 1С, часть - на зарубежном ПО. В части ERP мы сейчас полностью полагаемся на отечественные решения, решения 1С. Совместно с коллегами из РЖД и других компаний формируем функциональные требования к системе и движемся в направлении полностью технологически независимых решений».

Планируется, что к 1 января 2025 года все системы критической информационной инфраструктуры (КИИ), которые касаются СУР, будут переведены на российские решения. При этом РЖД уже переводят пользователей на готовые функциональные модули. На сегодняшний день 133,7 тыс.пользователей СУР в компании работают с импортозамещенными модулями. Планируется, что другие компании смогут использовать отдельные компоненты СУР в 2025 году. Полностью же разработка всего ландшафта системы должна завершиться к концу 2027 года.

Фото: Пресс-служба ЦИПР

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
email
Подписка на новости
Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности