РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:2Ranym7c39K
Аналитика
15 мая 2024 (15:28)
Связанные статьи
Аналитика
15 мая 2024 (15:28)
Связанные статьи

Студенты «Сириуса» создали ИИ-агента, распознающего эмоции, и протестировали диалоговую систему цифрового ассистента Валеры, а также провели испытания виртуального тренажера для сотрудников РЖД. 

13 студентов Колледжа Университета «Сириус» успешно завершили стажерскую программу в Отраслевом центре разработки и внедрения информационных систем РЖД (ОЦРВ).

В течение трех месяцев начинающие ИТ-специалисты решали производственные задачи и участвовали в проектах по цифровизации железнодорожной отрасли. Кроме того, студенты прошли преддипломную практику, которая длилась один месяц. В своих квалификационных работах они описали полученный опыт в сфере информационных технологий, применяемых в РЖД. Наставниками начинающих специалистов стали эксперты и руководители лабораторий филиала.

Студенты узнали о технологиях компании, выполнили реальные задачи в актуальных ИТ-направлениях, познакомились с современными подходами и архитектурами для обработки естественного языка, попробовали себя в роли Backend-разработчика и инженера-DevОps.

Лаборатория искусственного интеллекта и нейронных сетей

В лаборатории шесть стажеров и студенты-дипломники решали задачи в области обработки естественного языка. Такие проекты необходимы для создания и развития разговорных агентов, также известных как голосовые помощники.
Под руководством наставников студенты сконструировали инфраструктуру из восьми полезных навыков разговорного агента, которые решают различные задачи. Каждому студенту досталось в работу по одному навыку. Среди них – поиск информации по различным сайтам, ее обработка, планирование в календаре событий, напоминание о событии. С помощью таких навыков голосовые помощники экономят время, автоматизируя рутинные процессы.

Например, студенты строили парсинг – автоматизированный сбор открытой информации в интернете по заданным условиям. По голосовому запросу пользователя агент искал события по заданной тематике и планировал их в календаре. Пользователь мог попросить помощника поставить событие в напоминание, которое будет доставлено в виде сообщения в назначенное время. Агент подсказывал, где приобрести билеты на событие, а следующим шагом может стать возможность купить их с помощью голосового ассистента.

Студенты выстроили хранилище секретов, которое позволяет обращаться к данным по определенным хеш-меткам, тем самым обеспечивая конфиденциальность данных, полученных разговорным агентом.  
Одним из больших и сложных этапов стажировки стала работа по дополнению ядра диалоговой системы специальными функциями, связанными с определением эмоций человека.

«Ребята занимались самой первой стадией – созданием функции распознавания эмоций человека. Для этого есть целое направление – sentiment analysis, которое определяет эмоциональную окраску текста,– рассказал руководитель группы обработки естественного языка лаборатории искусственного интеллекта и нейронных сетей Андрей Носов.– Мы сделали для агента надстройку в виде нейросети, которая определяет три типа реакции человека: позитивную, негативную и нейтральную».

В зависимости от этого было настроено три типа реакций: снять негатив, если человек настроен негативно; поддержать позитив, если человек настроен позитивно; вывести человека из нейтрального в позитивное настроение.

«Это сложная комплексная задача, решением которой занимался мой студент-дипломник. Вначале была проведена исследовательская работа, насколько вообще эмоциональный искусственный интеллект (ИИ) может оказывать воздействие на эмоции человека. На специально построенном нейросетевом прототипе мы исследовали возможности и уровень этого воздействия. После подтверждения гипотезы о наличии воздействия эмоционального ИИ на человека мы получили рабочий инструмент в виде готового решения. Это очень хороший результат для дипломной работы: есть новизна, практическое применение, апробация»,– рассказал Андрей Носов.

Одним из больших и сложных этапов стажировки стала работа по дополнению ядра диалоговой системы специальными функциями, связанными с определением эмоций человека.

Стажировка и преддипломная практика студентов в лаборатории нацелена на прикладной подход. Начинающие ИТ-специалисты выполняют проекты в формате MVP (Minimum Viable Product), то есть создают минимально жизнеспособный продукт. Если проект действительно окажется жизнеспособен, он становится модулем реальной работоспособной системы. В частности, разработка в рамках эмоционального ИИ пригодится для метапроекта «Валера». Это виртуальный ассистент, созданный в ОЦРВ. Он позволяет специалистам РЖД выполнять задачи разной направленности. Эмоциональный интеллект «Валеры» поможет человеку при эмоциональном выгорании на рабочем месте, решит вопросы лояльного отношения к компании и т.д.

Другие навыки виртуального ассистента, разработанные студентами, будут использоваться в различных промышленных решениях. Их внедрением займется один из стажеров, который получил приглашение работать в ОЦРВ.

Испытательная лаборатория

Один из двух студентов занимался оценкой диалоговой системы виртуального ассистента «Валера». В его задачу входила разработка программы и методики испытания (ПМИ) и проведение тестов.

В рамках прототипа реализована методика определения реакции на движущиеся объекты.

«Один из навыков Валеры – ответ на вопросы человека по определенному сценарию. Такой навык базируется на модуле вопросно-ответной системы: Валере можно запрограммировать вопросно-ответные пары, по которым он воспринимает вопросы и отвечает по заданному сценарию. Наш стажер разработал ПМИ оценки диалоговой системы с соответствующими метриками для проведения ее тестирования», – сообщил ведущий инженер-испытатель испытательной лаборатории филиала №11 ОЦРВ «Сириус» Михаил Лобачев.

Второй стажер лаборатории занимался оценкой виртуального тренажера в рамках динамического контроля функционального состояния (ДКФС). ДКФС – это обследование, включающее психологические и физиологические методики. Его проходят машинисты один раз в три месяца. В рамках прототипа реализована методика определения реакции на движущиеся объекты. Прототип тренажера для ДКФС разработан лабораторией виртуальной реальности и уже прошел апробацию в Новосибирске. В задачи стажера входила проверка корректности функционирования тренажера.

Кроме того, ребята самостоятельно разработали ПМИ для оценки прототипа, провели испытания и проанализировали полученные данные.

Лаборатория виртуальной реальности

В рамках работы группы технологической экспертизы стажер проводил исследования по теме «Применение XR-технологии в железнодорожном секторе транспортной отрасли». Студенту было необходимо найти информацию по теме, проверить эти данные и реализовать проект в виде отчета с инфографикой. 

«Этот документ, построенный в формате аналитического отчета, включает в себя обработанный массив информации, диаграммы, выводы из исследования с приведением ссылок на источники. Также был разработан дизайн этого документа, для чего наш стажер освоил программное обеспечение Figma, начиная с основ до работы с компонентами и autolayout», – отметил руководитель группы технологической экспертизы лаборатории виртуальной реальности Антон Иванков.

Лаборатория разработки программного обеспечения

Три стажера в лаборатории выполняли задачи по проекту: система голосования и проведение тестов. Студенты освоили работу с реляционной базой данных PostgreSQL и языком программирования Golang – этот инструментарий применяют специалисты лаборатории.
Обязанности распределили на всех. Два Backend-разработчика создавали компоненты и функции для системы. Один стажер в роли инженера-DevОps помогал им оптимизировать разработку и автоматически разворачивать приложение. Разработкой frontend-страницы для администрирования и работы с сервисом голосования занимался студент-дипломник, чья выпускная квалификационная работа была посвящена frontend.

«Наша лаборатория не подразумевает задач для разработчиков по конкретным техзаданиям. Поэтому, работая со стажерами, мы стремились научить их работать по R&D-схеме. Мы ставили задачу общего характера, а они должны были сами найти варианты ее решения и правильно распланировать стадии выполнения, – сообщил заведующий лабораторией разработки ПО Владимир Ударцев . – Основные критерии, которым должны соответствовать стажеры, чтобы попасть к нам на практику: умение работать в команде, навыки поиска нужной информации, умение адаптироваться к новым технологическим решениям».

Студенты вели репозиторий, где хранились и поддерживались коды, работали с единой доской задач, создав полностью с нуля архитектуру системы.

Программа стажировки в ОЦРВ РЖД популярна у студентов Колледжа Университета «Сириус». В прошлом году конкурс составил более 30 человек на место. Скоро стартует новый набор.

Автор: Олеся Пенкина

Аналитика
15 мая 2024 (15:28)
Вернуться назад
Поделиться >

Журналы

Новости

В раздел
Информсистема поможет оценить состояние искусственных сооружений на железнодорожной сети

Автоматизированная диагностика повысит уровень управленческих решений и оптимизирует эксплуатационные расходы

14 июля 2025
Андрей Никитин назначен на пост министра транспорта России

Накануне он был назначен исполняющим обязанности министра транспорта

08 июля 2025

Важное

Связь на скорости
14 июля 2025
Платформа для соревнований
24 июня 2025
Грузоперевозкам добавят удобства
09 июня 2025