Железнодорожники и вендоры наращивают темпы импортозамещения
Значительная доля таких проектов реализуется в сфере цифровизации
14:08, 17 октября 2023
РЖД для увеличения темпов импортозамещения привлекает к сотрудничеству все больше компаний, обладающих необходимыми компетенциями. Сегодня значительная доля таких совместных проектов реализуется в сфере цифровизации. Перспективы развития партнерства железнодорожники, вендоры и интеграторы обсудили на I форуме «Код Трансформации. Цифровая эволюция железных дорог», который состоялся в сентябре в Санкт-Петербурге.
Холдинг «РЖД» уже давно и плодотворно сотрудничает с разработчиками ИТ-решений. Отрасль развивается и с каждым годом появляется все больше новых и масштабных задач.
Выступая в рамках форума «Код Трансформации. Цифровая эволюция железных дорог», начальник департамента информатизации ОАО «РЖД» Кирилл Семион, рассказал, что до конца 2025 года планируется импортозамещение технологического стека для устойчивого функционирования ИТ-инфраструктуры холдинга и обеспечения непрерывности перевозок. Сейчас уже закуплено 15 тыс. автоматизированных рабочих мест на отечественных процессорах «Байкал» и «Эльбрус», приобретено 22 тыс. лицензий отечественной операционной системы и безлимитная лицензия на отечественную Систему управления базами данных (СУБД).
«Использовав очевидные решения цифровой трансформации, мы получили быстрые эффекты. Теперь мы выходим на этап, где необходимо приложить намного больше усилий. Все основные эффекты, которых мы теперь должны добиваться, сосредоточены в трансформации глубинных бизнес-процессов компании, устоявшихся годами», – обозначил проблему Кирилл Семион.
Реализация цифровых проектов в железнодорожной отрасли требует новых подходов и расширения круга партнеров. «Мы находимся в едином поле проблем и едином поле возможностей в части управленческих аспектов и цифровых возможностей. Зачастую мы привыкаем к каким-то уже действующим решениям. Тем временем государство повышает требования к цифровой трансформации, постоянно ставит новые задачи, для реализации которых просто необходимо расширение кругозора и взгляд за пределы своего операционного поля», – отметил генеральный директор цифрового холдинга «РЖД-Технологии» Александр Мискарян, обращаясь к участникам форума.
В Санкт-Петербурге 14–15 сентября прошел I форум «Код Трансформации. Цифровая эволюция железных дорог», который объединил порядка 100 участников – компании холдинга «РЖД», вендоров и интеграторов.
Организатором мероприятия выступила компания «РЖД-Технологии», которая является Проектным офисом цифровой трансформации российских железных дорог и ведет ключевые ИТ-проекты, разрабатывает цифровые продукты, обеспечивает высокотехнологичные разработки ОАО «РЖД».
Основными темами форума стали вопросы сотрудничества, импортозамещения, определение приоритетных сфер дальнейшего технологического развития. В их числе автоматизация процессов. Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин в качестве еще одного важного направления обозначил внедрение искусственного интеллекта. По его словам, к 2030–2035 годам технологии ИИ будут в основе каждого бизнес-процесса.
«По поручению премьер-министра РФ у нас действует 35 центров индустриально-цифровых компетенций, – сказал Евгений Чаркин. – На подходе переосмысление проектов, реализуемых в рамках ИЦК. Уже сейчас мы проводим работу по внедрению в основу каждого из них технологий искусственного интеллекта».
Суверенное ПО
Рассказывая об опыте реализации проектов импортозамещения ПО и оборудования, директор Проектно-конструкторско-технологического бюро по системам информатизации – Центра цифровых технологий филиала ОАО «РЖД» Алексей Урусов отметил, что на сегодняшний день уже 127 систем ОАО «РЖД» внесены в Реестр отечественного ПО, а доля расходов на закупку российского ПО выросла в семь раз по сравнению с 2020 годом – с 10,5% до ожидаемых 80,4% в 2023 году.
«Импортозамещение становится приоритетом цифровой трансформации, – подчеркнул директор компании SLSoft Тагир Яппаров. – Заместить нужно очень много и в очень сжатые сроки: доля российских продуктов среди используемого госкомпаниями ПО в среднем к началу 2022 года составляла 30–35%, а сегодня она уже превысила 50%». По его данным, на сегодняшний день базовый контур корпоративной информационной системы содержит более 100 поставщиков технологий и 15 тыс. продуктов «разной степени зрелости».
Доля российских продуктов среди используемого госкомпаниями ПО в среднем к началу 2022 года составляла 30–35%, сегодня она уже превысила 50%
В то же время он отметил ряд проблем, в их числе вопрос совместимости продуктов между собой. К тому же подавляющее большинство компаний – разработчиков корпоративного ПО являются предприятиями малого или среднего бизнеса, присутствующими на рынке менее 10 лет, говорит он. Как следствие, сложность масштабирования бизнеса, найма персонала, недостаток необходимой квалификации, невозможность обеспечения необходимого уровня инвестиций в интеграцию и поддержку продуктовой линейки за счет собственных или привлеченных средств, учитывая опять же короткую историю бизнеса.
В рамках форума дочерние компании ОАО «РЖД» и компании – разработчики ПО подписали два соглашения о сотрудничестве.
Первое из них – между компаниями «РЖД-Технологии» и SL Soft – направлено на выстраивание долгосрочных и взаимовыгодных партнерских отношений и реализацию Стратегии цифровой трансформации холдинга «РЖД».
Вторым стал меморандум между компаниями «РЖД-ТехСервис» (входит в состав холдинга «РЖД-Технологии») и «РусБИТех-Астра». Сотрудничество направлено на создание высококачественных и надежных информационных систем в соответствии с политикой Правительства РФ в области цифровизации и импортозамещения с учетом требований по обеспечению защиты информации.
Бесконечная автоматизация
В рамках форума его участники презентовали проекты автоматизации, которые уже успешно реализованы в ОАО «РЖД» или дочерних компаниях холдинга.
Начальник департамента автоматизации производства компании IBS Петр Сычёв и заместитель начальника управления информационных технологий АО «РЖДстрой» Евгений Гудков поделились опытом внедрения современной автоматизированной системы сбора и обработки корпоративных данных, которая позволяет отслеживать ситуацию в филиалах и по компании в целом в оперативном режиме и проводить ее детальный анализ.
Процесс автоматизации производственной деятельности АО «РЖДстрой» начали в 2012 году и уже в 2015-м запустили ее в промышленную эксплуатацию.
Начали с наиболее критического в учете модуля – «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация основных фондов». Полигоном реализации пилотного проекта выбрали Ярославский строительно-монтажный трест. Разработчики внедрили этот модуль, оценили его эффективность и растиражировали разработку на остальные тресты на сети дорог.
Сейчас все функциональные заказчики связаны в единую цепочку бизнес-процессов, управление потребностью в материально-технических ресурсах дало ежегодно снижение складских запасов в три раза – с 6 до 2 млрд руб.
Однако сам по себе модуль не мог обеспечить весомый экономический эффект, поэтому систему, которая управляет основными фондами, «докрутили» до уровня ERP-системы, включив туда загрузку смет, работу с договорами, непрерывные цепочки бизнес-процессов и интеграцию с бухгалтерскими и финансовыми системами, а также системой заказчика.
Сейчас все функциональные заказчики связаны в единую цепочку бизнес-процессов, управление потребностью в материально-технических ресурсах дало ежегодно снижение складских запасов в три раза – с 6 до 2 млрд руб., существенно сократились издержки, связанные с диспетчеризацией техники, а также расходы, связанные с арендой техники.
Генеральный директор Синтез АТ Денис Зуев представил еще один проект в области капитального строительства – «Автоматизация жизненного цикла объектов инфраструктуры». Инструментом информационного моделирования является автоматизированная система управления BIM. Установленная у заказчика капитального строительства, она организовывает совместную работу между всеми участниками процесса.
Система выполнена на базе веб-технологий, имеет модуль постановки задач и контроля сроков, автоматизированный поиск ошибок в проекте, а также позволяет выстроить сам бизнес-процесс под реализацию конкретного проекта. После первого этапа информационного моделирования объекта инфраструктуры проект передается в эксплуатацию в подразделения посредством системы «цифровой двойник инфраструктуры». Такой «двойник» – это 3D-модель объекта, в которую через подключенные датчики и различные модули предикативной аналитики передаются данные, например, аэрокосмической съемки, которые позволяют строить управленческие решения.
Время роботов
Управляющий директор ROBIN компании SL Soft Павел Борченко и руководитель департамента развития производства «РЖД-ТехСервис» Сергей Чуднивец рассказали о проекте «Облачная фабрика программных роботов», реализованном на первой импортозамещающей российской платформе ROBIN. Она разработана для интеллектуальной автоматизации бизнес-процессов с использованием настраиваемых программных роботов (RPA), искусственного интеллекта и чат-ботов.
В рамках проекта созданы роботы для разных отделов предприятия. Их использование привело к ускорению выполнения задач, повышению производительности и высвобождению времени сотрудников. Роботы выполняют такие задачи, как создание и продление заявок в АС ОЗ (автоматизированная система обработки заявок), автоназначение заявок, обработка обращений в системе ЕСПП, выгрузка из системы и рассылка кадровых уведомлений.
Тему автоматизации поддержал директор по развитию бизнеса ЦРТ Олег Глебов – он рассказал о применении искусственного интеллекта для внутренних задач Главного вычислительного центра ОАО «РЖД». Проект «Виртуальный консультант» автоматизировал ручную обработку типовых заявок и обращений, а время ожидания решения вопроса пользователя было сведено к нулю.
Еще один цифровизованный процесс выстраивается на основе интеллектуальных речевых технологий, голосовой биометрии и распознавания лиц. Другим совместным с железнодорожниками проектом стало внедрение аналитики взаимодействия работников компании с пассажирами – это централизованная система, которая позволяет контролировать все коммуникации и понимать, насколько четко сотрудники выполняют заложенные регламенты и с какими вопросами обращаются пассажиры, что способствовало повышению качества работы контакт-центра «РЖД».
О необходимых для развития железнодорожной отрасли проектах и предложениях со стороны вендоров читайте здесь