
Центр опережающих технологий
Как РЖД в ИЦК успешно разрабатывают отраслевые ИТ-системы
00:00, 25 апреля 2025
На сегодняшний день в транспортном секторе около 70% зарубежного ПО замещено отечественным. При этом в соответствии с указом «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» этот показатель должен достигнуть 95% в госкорпорациях и не менее 80% во всех остальных компаниях. Переводом отраслевых информсистем на российское ПО активно занимаются индустриальные центры компетенций (ИЦК). РЖД в рамках ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика» уже завершили реализацию четырех особо значимых ИТ-проектов.
Активная работа
Индустриальные центры компетенций созданы в 2022 году по поручению председателя Правительства РФ Михаила Мишустина в целях ускоренного замещения зарубежных технологий в стратегических отраслях экономики и достижения технологического суверенитета страны.
В транспортной отрасли действуют четыре ИЦК: «Железнодорожный транспорт и логистика» (возглавляет ОАО «РЖД»), «Морской и речной транспорт» (ФГУП «Росморпорт»), «Авиационный транспорт» (ПАО «Аэрофлот»), «Аэропорты» (АО «Международный аэропорт Шереметьево»).
Как сообщил в ходе Демо-дня ИЦК на транспорте заместитель министра транспорта РФ Андрей Никитин, по данным компаний, на сегодняшний день около 70% западного ПО в отрасли уже замещено. Однако для достижения целей цифровизации необходимо продолжать активную работу в этом направлении.
Заместитель министра транспорта РФ Андрей Никитин:
«В отраслевом комитете по транспорту создано четыре индустриальных центра компетенций, благодаря которым уже достигнуты значительные успехи. В частности, разработано отечественное программное обеспечение для управления грузовыми и пассажирскими перевозками. Для того чтобы механизмы индустриальных центров компетенций оставались драйвером цифровизации транспортной отрасли, важно рассмотреть более широкое применение искусственного интеллекта, внедрение беспилотных технологий и роботизацию рутинных задач. Также необходимо оценить конкурентоспособность наших решений на внешних рынках и активно продвигать их в странах СНГ и других дружественных государствах».
По словам заместителя генерального директора ФГУП «Росморпорт» Сергея Симонова, российские разработчики доказали свою экспертность, поэтому нет сомнений в качестве и надежности их программного обеспечения. «Иностранное ПО неплохое. Оно несколько десятков лет работало в наших портах и зарекомендовало себя достаточно хорошо. Однако они просто так в 2022–2023 годах ушли. Поскольку это объекты критической информационной инфраструктуры, отвечающие за безопасность мореплавания, мы, вероятно, даже при их возможном желании вернуться, будем ходатайствовать или настаивать на том, чтобы иностранные компании работали там, где сейчас продолжают свою деятельность. Наше программное обеспечение, разработанное российскими специалистами, не хуже – оно лучше», – убежден Сергей Симонов.
Проекты РЖД, разрабатываемые в рамках ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика», также превосходят по функционалу зарубежные аналоги. «Эти системы запущены, внесены в реестр отечественного ПО. Таким образом, четыре из восьми особо значимых проектов первой волны завершены в срок и с должным качеством, функционалом и экономическим эффектом. Продолжаем работать с ними с точки зрения тиражирования и внедрения технологий ИИ», – сказал заместитель генерального директора РЖД Евгений Чаркин. Он отметил, что благодаря ИЦК получен хороший рабочий инструмент, который позволяет гармонизировать IT-ландшафт в отдельных отраслях. «Особенно это значимо в транспорте, где мы стремимся предоставлять комплексные цифровые услуги клиентам. Важно, чтобы все участники шли в одном темпе цифровизации, так как отставание кого-либо может привести к неэффективности комплексной услуги. Нам также необходимо работать над межотраслевым взаимодействием, так как многие решения, разработанные в рамках других ИЦК, могут быть востребованы и в транспортной отрасли».
Отличный результат
В числе завершенных проектов РЖД – АСУ «Экспресс НП». Эта система обеспечивает все бизнес-процессы пассажирского комплекса. К ней подключено 10,6 тыс. пользователей. Она позволяет ежегодно оформлять более 1 млрд поездок на поездах, обрабатывать более 2 тыс. запросов в секунду. «В 2022 году мы начали проект по импортозамещению системы «Экспресс-3», которая ранее базировалась на зарубежной платформе. В конце 2024 года мы уже реализовали весь пул критических функций на базе импортонезависимой платформы АСУ «Экспресс НП», что позволило нивелировать риски прерывания бизнес-процессов пассажирского комплекса. В 2025 году начали масштабирование системы, подключаем сбытовую сеть по всей стране. Следующий этап – подключение к системам бронирования других стран пространства 1520», – рассказала заместитель директора научного центра «Экспресс» АО «ВНИИЖТ» Елена Мартынова.
Проекты РЖД, разрабатываемые в рамках ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика» превосходят по функционалу зарубежные аналоги
Сейчас ведутся переговоры о возможности использования АСУ «Экспресс НП» на железных дорогах Беларуси, Казахстана, Киргизии, Таджикистана. «Останавливаться на достигнутом – не в духе РЖД, поэтому мы уже ведем работы по качественному улучшению системы. Парадигма ее создания – это переход от простой автоматизации к системе поддержки принятия решений с использованием ИИ. Он поможет спрогнозировать продажи на поезда и определить тарифную политику», – подчеркнула Елена Мартынова.
Другой реализованный проект – система ЭТРАН (Электронная транспортная накладная). Ежемесячно в ЭТРАНе оформляется более 5 млн перевозочных документов. К ней подключено 18 тыс. структурных подразделений РЖД и организаций-клиентов, около 60 тыс. пользователей-клиентов. К автоматизированной системе оперативного управления перевозками «Единая модель данных перевозочного процесса» (ЕМД ПП) подключено 11,8 тыс. пользователей, а также свыше 30 смежных систем.
В планах ЦЭИ – разработка новых модулей ПКМПП
Еще один завершенный проект – программный комплекс для моделирования и прогнозирования пассажиропотоков (ПКМПП). Этот цифровой инструмент учитывает влияние социально-экономических параметров территорий, взаимовлияние всех видов пассажирского транспорта. Он призван помочь определить приоритеты инвестиций при ограниченном бюджете, сформировать сбалансированный портфель проектов и определить наилучшую модель их финансирования. Предполагается, что новые железные дороги будут строиться в соответствии с прогнозом спроса, принося пользу как бизнесу, так и пассажирам.
«Программный комплекс был введен в эксплуатацию в 2024 году. Продукт может использоваться не только в РЖД, ведутся переговоры с представителями автомобильного, воздушного и наземного пассажирского транспорта о возможности его тиражирования. Уже сейчас разработку можно применять для прогнозирования мультимодальных перевозок», – отметил первый вице-президент Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ) Максим Фадеев.
В планах ЦЭИ – разработка новых модулей ПКМПП. Так, появится модуль для прогнозирования грузопотоков по 23 основным группам товаров и модуль инфраструктуры, в рамках которого эти потоки будут распределены по мультимодальной транспортной сети. Планируется разработка модулей социально-экономических эффектов и аналитики для расчета экономического эффекта не только для отдельных компаний, но и для государства в целом.
«Уверен, что оставшиеся четыре проекта также будут завершены в рамках тех сроков, которые мы заявили в дорожной карте», – подчеркнул Евгений Чаркин.