РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:2Ranym7c39K
Как ИИ оптимизирует процессы в РЖД
Тренды

Как ИИ оптимизирует процессы в РЖД

В реестре отечественного ПО зарегистрировано 33 проекта РЖД, в которых применяется ИИ

00:00, 01 мая 2025

Фото: Shutterstock/FOTODOM

Внедрение ИИ в транспортной отрасли позволяет не только оптимизировать рабочие процессы, но и повысить безопасность и качество обслуживания. Сегодня умные технологии применяются в авиации, автотранспорте, судоходстве. На железной дороге без ИИ уже тоже не обойтись. С его помощью РЖД прогнозируют пассажиропотоки, продают билеты и оптимизируют движение поездов.

Сфера применения ИИ на транспорте сегодня широка. С его помощью можно контролировать усталость водителей, отслеживать непристегнутый ремень безопасности в пути и нарушения ПДД. Интеллектуальные системы используются, например, в работе Мосгортранса. Результаты внедрения: число ДТП в среднем снизилось на 85%, а расходы на ремонт и простой транспорта из-за аварий по вине водителя – на 65%.
На железной дороге ИИ также активно применяется. Так, система интеллектуального осмотра грузовых поездов действует на 33 пунктах. ИИ выявляет технические дефекты, распознавая более 30 параметров. Разработка экономит до 60 млн руб. ежегодно. Запуск системы планируется еще в 49 пунктах.

Перспективное направление – сфера медицинского обеспечения пассажиров. Решение для быстрой диагностики в дороге – цифровой медицинский чемоданчик, или цифровой ФАП (фельдшерско-акушерский пункт). С помощью ИИ можно быстро оценить состояние пациента и принять решение о необходимости, например, экстренной посадки или возвращении воздушного судна, что снижает риски и экономит ресурсы компании. Такие решения востребованы и в поездах, где врач не всегда доступен.

«Подобные устройства уже применяет авиакомпания Emirates. Мы сотрудничаем с РЖД-Медициной и совместно с Федеральным медико-биологическим агентством разрабатываем аналогичный чемодан для российского транспорта. Он оснащен ИИ-моделями, которые по симптомам определяют наиболее вероятный диагноз, умеют расшифровывать электрокардиограмму и передают данные на ноутбук. Это один из вариантов быстрой диагностики», – рассказал в ходе Демо-дня ИЦК на транспорте исполнительный директор Центра индустрии здоровья Сбера Виктор Ушаков.

Работа с пользователями

В реестре отечественного ПО зарегистрировано уже 33 проекта РЖД, в которых применяется искусственный интеллект. Одно из направлений – служба поддержки пользователей. Она работает круглосуточно по всей стране – от Калининграда до Хабаровска, обеспечивая бесперебойную работу компании. Всего сотрудники РЖД применяют в работе более 1,5 тыс. информационных систем.

«Без автоматизации служба поддержки РЖД насчитывала бы около 40 тыс. человек и была бы очень сложной в управлении. Поэтому в 2021 году мы начали внедрять программных роботов и чат-ботов. За четыре года из 9 млн входящих обращений уже 4,7 млн обрабатываются полностью автоматически. Наша главная цель – избавить сотрудников от рутинной работы», – рассказал директор Главного вычислительного центра ОАО «РЖД» Виктор Аристов.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

С уходом иностранных вендоров холдинг перевел автоматизированную систему управления Единой службой поддержки пользователей на отечественные платформы. Практически все процессы, ранее реализованные по стандарту ITIL (Information Technology Infrastructure Library – набор методологий и практик для управления и оптимизации ИТ-сервисов в организациях), были дополнены ИИ. Инфраструктура 

РЖД крайне сложная и распределена по всей стране, что требует значительных затрат как на оборудование, так и на персонал. Обрабатывается огромное количество заявок, они поступают непредсказуемо, и найти нужную заявку в системе «вручную» непросто. Компания провела анализ исторических данных за два года работы без применения искусственного интеллекта и сравнила с текущими результатами. Вывод: благодаря оптимизации внутренних процессов эффективность увеличилась в десятки раз. Система позволяет подробно проанализировать инфраструктуру и распределить ресурсы. Теперь у сотрудников есть возможность принимать более обоснованные решения по оптимизации ресурсов.

Сейчас перед РЖД стоит новая задача – создать единую платформу управления ИТ-активами. Проект разделен на три фазы:
1.    Реализация операционных процессов управления ИТ-услугами.
2.    Реализация тактических процессов управления ИТ-услугами и ИТ-активами.
3.    Реализация процесса непрерывного совершенствования с применением ИИ.
Первый этап уже стартовал. Онохватывает около 30 бизнес-процессов. Со второй фазы, в 2026 году, искусственный интеллект начнет обучаться сначала на уже собранных исторических данных, а потом на новых данных, которые поступают в реальном времени.

РЖД нацелены создать систему, которая позволит формировать управленческие решения на основе анализа работы службы эксплуатации и предоставлять руководству всю необходимую информацию. Особое внимание уделяется эффективному использованию всех имеющихся активов. Сервисная ресурсная модель уже разработана благодаря значительным усилиям специалистов,  искусственный интеллект был обучен строить подобные модели на нескольких примерах.

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
Ошибка
email
Подписка на новости

РЖД цифровой

Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности