
Грузоперевозкам создают платформу
«ГосЛог» формирует цифровую инфраструктуру логистического рынка
00:00, 21 марта 2025
В России полным ходом идет работа по созданию и запуску Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП) «ГосЛог». Она призвана обеспечить взаимодействие всех участников процесса грузоперевозок. В проекте принимают участие грузоотправители, логистические компании, экспедиторы, операторы электронного документооборота. Экспертизой в области цифровой интеграции информационных систем с партнерами готовы делиться и «Российские железные дороги».
Эксперимент по запуску НЦТЛП стартовал в августе прошлого года в рамках соответствующего постановления Правительства РФ. Оператором проекта выступает Минтранс России, разработчиком – ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».
Сейчас «ГосЛог» является ключевым проектом в области цифровизации отрасли, сказала в ходе транспортно-логистического конгресса TransRussia главный эксперт Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина. Его цель — повысить эффективность отечественного бизнеса в сфере грузовых перевозок с помощью цифровых решений и сервисов, интегрирующих государственные и корпоративные платформы. «Планируется унификация форматов всех электронных перевозочных документов и данных, которые они содержат, внедрение единых стандартов обмена этими данными и полный переход на электронный документооборот», – отметила Ольга Федоткина.

Первый этап пилота по созданию платформы уже завершен: протестировано 11 мультимодальных экспортно-импортных и транзитных маршрутов. Тестируется сервис «Единое окно». «По факту мы создаем «Госуслуги» для грузовых перевозок, обеспечивая доступ к необходимым данным для контрольно-надзорных органов. В дальнейшем планируется разработка нормативно-правового регулирования создания НЦТЛП, потенциально она должна будет обеспечить интеграцию с аналогичными платформами других стран», – подчеркнула Ольга Федоткина.
Создание платформы «ГосЛог» является логическим продолжением внедрения электронного документооборота на всех видах транспорта. Системная работа в этом направлении началась в 2022 году – тогда была запущена Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Она значительно упростила множество процессов и стала основой для цифровой трансформации всего транспортного сектора. Сейчас через ГИС ЭПД передано уже более 10 млн документов.
«ГИС ЭПД предназначена для создания единой информационной среды, аккумулирующей данные по грузовым транспортным перевозкам, и обеспечения обработки и хранения электронных перевозочных документов, а также оперативного предоставления сведений для контрольно-надзорных органов», – рассказал директор департамента цифровой логистики ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Денис Заверняев.
Развитие ГИС ЭПД
2022 год
3 автомобильных документа: электронная транспортная накладная, электронная сопроводительная ведомость, электронный заказ-наряд
2023 год
+ еще 3 вида автомобильных документов: электронный путевой лист, электронный договор фрахтования, электронный заказ (заявка)
2024 год
+ новый сервис «Электронная очередь на пунктах пропуска» (доступен для ПП Забайкальск на границе с Китаем, ПП Бугристое на границе с Казахстаном, ПП Чернышевское – с Литвой, ПП Тагиркент-Казмаляр – с Азербайджаном)
2025 год
планируется присоединение «водных» документов (электронный коносамент, электронная транспортная накладная), внедрение нового сервиса подачи заявки на каботажную автомобильную перевозку груза
ГИС ЭПД интегрирована с железнодорожной системой «Электронная транспортная накладная» (АС «ЭТРАН») для оформления мультимодальной перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом в цифровом виде. Эксперимент в этой части стартовал в 2023 году.
ЭТРАН нового поколения (система импортозамещена РЖД) обеспечивает полный технологический цикл оформления перевозочных документов для перевозки грузов по железной дороге. С помощью модуля «Мультилог» и информационных систем автомобильных операторов оформляется мультимодальная грузовая перевозка автомобильным и железнодорожным транспортом. При этом соответствующие электронные накладные загружаются в ГИС ЭПД. Сейчас электронный обмен отработан с двумя крупнейшими компаниями, коорые имеют статус «Оператор ИС ЭПД», – «Такском» и «Сбер Корус». Холдинг «РЖД» готов к тиражированию электронного обмена и среди других компаний-операторов.
«ЭТРАН уже много лет позволяет нам наращивать безбумажное взаимодействие с нашими клиентами. Модуль «Мультилог» как раз позволяет обеспечить мультимодальность», – сказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин.

По словам Евгения Чаркина, «Российские железные дороги» готовы к появлению императива об обязательном использовании электронных перевозочных документов. У компании наработан большой опыт взаимодействия с государственными информационными системами в разных сегментах перевозок. Например, с 2023 года купленные железнодорожные билеты отображаются у пассажиров в личном кабинете портала «Госуслуги». Отработана интеграция с системами ФОИВ – Федеральной таможенной службой (ФТС) и Федеральной налоговой службой (ФНС). У компании есть витрина в Национальной системе управления данными, а также работает информационный обмен с Информационно-аналитической системой регулирования на транспорте (АСУ ТК Минтранса).
«Ключевой драйвер для объединения, который движет всеми участниками рынка, – это мультимодальность и предоставление комплексной цифровой услуги. Мы считаем это очень важным и полностью поддерживаем данную инициативу государства», – добавил Евгений Чаркин.
РЖД готовы делиться экспертизой, чтобы ускорить процесс создания Национальной цифровой транспортно-логистической платформы и сделать ее максимально эффективной. Так, компания может помочь решить задачи наполнения реестров «ГосЛог», создания унифицированного дизайна транспортных документов для импортных и экспортных операций, а также сервисов прослеживаемости грузов. Кроме того, в РЖД накоплен значительный опыт по сквозному обмену данными между участниками перевозок, в том числе выстроено электронное взаимодействие с зарубежными платформами. Так, в конце прошлого года холдинг внедрил юридически значимый электронный документооборот с «Китайскими железными дорогами».

«ГосЛог» станет очень полезным инструментом с точки зрения формирования цифрового доверия среди участников логистического рынка, поскольку предполагается полностью прозрачный формат взаимодействия, – подчеркнул Евгений Чаркин. – Так как времени для реализации проекта мало, а задач много, нужно по максимуму использовать те ресурсы, которые есть у участников рынка. В рамках Стратегии цифровой трансформации РЖД развивается семь цифровых платформ – это более 60 сервисов. Безусловно, мы готовы ими делиться в рамках построения глобальной платформы «ГосЛог». Считаем, очень важным сохранять те инвестиции, которые были вложены и государством, и участниками рынка в цифровизацию. Нужно интегрироваться. Мы полностью готовы к этому с точки зрения цифровых сервисов, платформ, данных».
Единая цифровая экосистема РЖД основана на 7 цифровых платформах:
-- мультимодальных пассажирских перевозок
-- мультимодальных грузовых перевозок
-- транспортно-логистических узлов
-- оператора линейной инфраструктуры
-- непроизводственных процессов
-- управления перевозочным процессом
-- тягового подвижного состава
РЖД готовы делиться компетенциями. «У нас есть команда разработчиков, мощнейшие коллективы – это и наши научные институты, и компании внутри холдинга, которые создают производственные системы. Считаем, что было бы крайне полезным для всех задействовать эти коллективы в построении платформы «ГосЛог», – отметил Евгений Чаркин.
Вернуться назад