Всем миром на одну платформу
Ведущие вендоры железнодорожной техники объединяют компетенции на базе цифровых решений
17:12, 18 января 2023
Технологии интернета вещей (IoT) сегодня находят широкое применение на железнодорожном транспорте. Они служат не только для оптимизации технического обслуживания и ремонта, но и повышают качество эксплуатационной работы. Кроме того, их дальнейшая эволюция связана с развитием беспилотного транспорта.
При этом будущее за интегрированными платформенными решениями. Многофункциональность таких разработок уже сегодня позволяет организовать комплексный мониторинг железнодорожных активов, дает системное понимание причин выхода оборудования из строя и служит инструментом прогнозирования возможных отказов.
Одна из таких систем – внедряемая Siemens Mobility цифровая платформа Railigent X, которая благодаря анализу больших данных и предиктивной аналитике решает широкий круг задач.
Например, с помощью сервисов Railigent X на ряде локомотивов Deutsche Bahn модернизированы телеметрические системы, собирающие информацию о состоянии тягового подвижного состава. Цель – улучшить коэффициент эксплуатационной готовности (данный показатель характеризует интенсивность, а значит, экономическую эффективность использования локомотивного парка).
С помощью анализа цифровых данных возможно более гибко планировать заход на сервисный ремонт на основе фактического состояния локомотива. Railigent увязывается с другими ИТ-системами, в том числе обеспечивающими контроль за соблюдением технологической дисциплины ремонтного производства, поставку качественных запчастей в требуемых количествах, поддержание в исправности деповского оборудования.
Примерно по такому же принципу строится сервисное обслуживание электропоездов Рейнско-Рурского экспресса (RRX) в Германии. Современная передача данных обеспечивает непрерывный обмен информацией между техникой и сервисным центром. В рамках профилактического техобслуживания потенциальные неисправности могут быть устранены до их возникновения.
Railigent X – это железнодорожная версия облачной системы MindSphere, относящейся к технологии интернета вещей (IoT). Позволяет объединять в единую систему все активы и производственные площадки концерна Siemens и управлять ими. Платформа Railigent является примером перехода от традиционного сервиса к обслуживанию с применением цифровых технологий. Railigent X – пакет открытых приложений, который за счет использования технологий IoT и искусственного интеллекта позволяет управлять железнодорожными активами.
Следующий этап в развитии IoT на транспорте – интеграция систем, обслуживающих как работу подвижного состава, так и инфраструктурных объектов. Данный опыт предполагается наработать в Австралии, где стартует крупнейший проект по созданию интеллектуальной системы управления движением высокоавтоматизированных поездов и содержания инфраструктуры.
В декабре 2022 года Siemens Mobility подписала контракт на поставку подвижного состава и организацию движения беспилотных поездов, которые свяжут сеть сиднейского метро с новым аэропортом.
Контракт заключен в рамках проекта по созданию участка метро, который соединит строящийся аэропорт Западного Сиднея им. Нэнси Берд Уолтон с пригородом Сент-Мэрис, а в конечном счете со всей системой общественного транспорта агломерации.
Его реализует консорциум Parklife Metro, объединяющий такие компании, как Webuild, RATP Dev, Siemens Mobility, Siemens Financial Services и Plenary Group.
Открытие первой очереди аэропортового комплекса намечено на 2026 год (всего планируется четыре крупные фазы строительства, вплоть до 2060 года). По договоренности с местными властями после завершения стройки консорциум в течение 15 лет будет эксплуатировать и обслуживать 26-километровый участок метро.
В рамках контракта на сумму 900 млн евро будет поставлено 12 полностью автоматизированных поездов в трехвагонном исполнении, способных выполнять перевозки без участия машиниста, а также построено специализированное депо для обслуживания и ремонта подвижного состава.
Кстати, Австралия сегодня сделала немало для развития беспилотного транспорта. Например, поезда с минимальным участием человека задействованы в доставке железной руды с месторождений австралийской Rio Tinto в порты западного побережья.
Нарабатывается опыт в пассажирском движении. На некоторых линиях того же метро Сиднея ведется обкатка беспилотных поездов.
Помимо современных образцов техники, для инфраструктуры участка Сент-Мэрис – аэропорт Западного Сиднея будет поставлено современное оборудование, включая средства автоматики и телемеханики, электроснабжения и связи. Подвижной состав и объекты инфраструктуры будут находиться под вниманием Railigent X, которая, по словам генерального директора Siemens Mobility Майкла Питера, обеспечит высокую безопасность и эффективность организации перевозок.
Комплексная диагностика сегодня реализуется через партнерскую экосистему: с Railigent X работают около 30 известных в мире производителей железнодорожной техники и оборудования.
Это, например, шведская SKF, поставщик подшипников. Компания предлагает решения для мониторинга компонентов тележек подвижного состава, что позволяет эксплуатационным организациям избегать незапланированных остановок и отказов, увеличивать интервалы технического обслуживания, опираясь на фактическое состояние узлов экипажной части.
С голландской Strukton Rail создано онлайн-приложение, которое помогает выявлять неисправности железнодорожной инфраструктуры на ранней стадии. Германская Knorr-Bremse разрабатывает решения для мониторинга состояния тормозной, входной и климат-систем поездов, что повышает уровень комфорта пассажиров. Для повышения клиентского сервиса в бельгийскую Televic интегрированы разработки по информированию пассажиров, с увязкой работы бортовых аудиосистем, светодиодных дисплеев, телекоммуникационных устройств.
В целом поступающая информация о транспортном средстве и инфраструктуре позволяет платформе Railigent X снижать затраты на обслуживание техники и инфраструктуры в течение жизненного цикла и эксплуатационные риски.
Фото: Shutterstock/FOTODOM