РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:2Ranykok9XX
Апгрейд для поездок
Проекты

Апгрейд для поездок

Приложение «РЖД Пассажирам» получит уникальные опции и инструменты по интеграции с цифровыми сервисами партнеров

00:00, 07 апреля 2025

Фото: Drazen Zigic/Shutterstock/FOTODOM

Департамент пассажирских перевозок ОАО «Российские железные дороги» совместно с IT-блоком компании в 2025 году продолжают работу по развитию приложения «РЖД Пассажирам». Предстоит масштабное обновление, связанное с интеграцией приложения и системы бронирования АСУ «Экспресс» нового поколения (АСУ «Экспресс» НП), появится опция «Подписка» СБП для быстрого оформления билетов на пригородные поезда. В мобильном приложении также можно будет воспользоваться сервисом «Лист ожидания», который стал востребованным у посетителей сайта rzd.ru, и удобной онлайн-верификацией для пассажиров со льготами.

Версия-2024

Приложение «РЖД Пассажирам» в первую очередь удобный инструмент для покупки билетов. К началу 2025 года доля продаж электронных билетов в дальнем сообщении уже перешла за 80%, а в пригородном сообщении – за 10%.
В 2024 году усилия команды разработчиков мобильного приложения «РЖД Пассажирам» были сосредоточены на его оптимизации для пассажиров пригородного сообщения. В частности, была внедрена система оплаты МирPay. Это самый быстрый способ купить пригородный билет – пользователи могут оформить проездной документ всего за несколько секунд, минуя все очереди. Для пассажиров поездов дальнего следования упростили процедуру покупки билетов для путешествий с животными, а для некоторых маршрутов открылся функционал путеводителя.

«Виртуальный путеводитель» добавлен в приложение «РЖД Пассажирам» в июне 2024 года. Открыть сервис можно как во время поездки на специальном экране «В поезде», так и заблаговременно – нажав в личном кабинете иконку времени до отправления поезда.
С помощью путеводителя можно узнать о наиболее интересных достопримечательностях и истории остановочных пунктов по маршруту следования. На пилотном этапе в путеводитель включена информация по маршрутам Москва – Санкт-Петербург, Москва – Нижний Новгород, Москва – Ярославль, Бологое – Ярославль – Кострома, Нерехта – Ковров, Сортавала – Горный парк «Рускеала».

Фото: Shutterstock AI Generator/FOTODOM
Фото: Shutterstock AI Generator/FOTODOM

 «Проблема всех путеводителей в том, что их никто специально не включает. Пассажиру, как правило, и так есть что делать в поездке, – отметил заместитель начальника Департамента пассажирских перевозок ОАО «РЖД» Дмитрий Крюков. – Мы же впервые попытались придумать механизм ненавязчивого представления информации. Для этого в приложении был создан отдельный экран — «В поезде». Пользователь с его помощью может не только посмотреть, когда ближайшая длинная остановка, или заказать еду в купе, но и заодно узнать что-то интересное про свой маршрут». 

Еще один новый проект в приложении – «Навигация по вокзалам». Он может быть полезен в первую очередь пассажирам льготных категорий, например, слабослышащим или с ограничениями по движению.

Полезные идеи

Как разрабатываются решения по обновлению цифровых сервисов для пассажиров, рассказал Дмитрий Крюков. «Идей у нас много, и важная часть нашей работы связана с тем, чтобы выбрать самые востребованные у пассажиров, а потом найти способ, как их реализовать», – отметил заместитель начальника Департамента пассажирских перевозок ОАО «РЖД». 

Пассажиры тоже могут поучаствовать в генерации идей. Исправляются ошибки, на которые указывают пользователи, упрощается процесс покупки билетов на различных этапах. Например, одна пассажирка изложила идею по улучшению приложения и попросила направить ей официальную благодарность, если креатив окажется полезным. Тогда, по ее словам, она получит зачет по экономике в своем институте. «Идея была хорошая, но наша команда уже работала над ее внедрением. Мы написали об этом пользователю и поблагодарили за неравнодушие», – рассказал Дмитрий Крюков.

Планы на 2025 год

В 2025 году команде Департамента пассажирских перевозок предстоит совместить приложение «РЖД Пассажирам» и старт отечественной системы бронирования АСУ «Экспресс» нового поколения (АСУ «Экспресс» НП). Новая система бронирования разрабатывалась около пяти лет. Она будет более динамичной и гибкой, быстрее реагировать на запросы пассажиров и поможет ускорить внедрение новых цифровых клиентских сервисов, сказал заместитель начальника Департамента информатизации ОАО «РЖД» Юрий Данилов.

Фото: Aleksandar Malivuk/Shutterstock/FOTODOM
Фото: Aleksandar Malivuk/Shutterstock/FOTODOM

«Экспресс» НП пришел на замену уже легендарной АСУ «Экспресс-3». «Экспресс» НП способен управлять большинством процессов пассажирского комплекса. Его особенность – полное импортозамещение софта и серверов. Система занимается управлением информационным полем, перевозочным процессом, парком пассажирских вагонов, каналами продажи билетов, а также сценариями обслуживания пассажиров, рассказал Юрий Данилов.

«Появление АСУ «Экспресс» НП дает нам возможность быть более гибкими в некоторых вопросах. Например, существенно повысится удобство поиска кольцевых туристических поездов», – сказал Юрий Данилов.

Уже этой весной в приложении будет доступна опция «Лист ожидания», которая заработала на сайте компании. Новый онлайн-сервис предоставит возможность пассажиру купить билет на уже «распроданный» поезд, если в нём появятся места (например, добавили вагон или кто-то вернул билеты). При этом оставить заявку в лист ожидания можно только на поезда, продажа билетов на которые открыта.

Фото: Shutterstock AI Generator/FOTODOM
Фото: Shutterstock AI Generator/FOTODOM

За полгода с помощью этой функции на сайте ОАО «РЖД» было подано более 1,8 млн заявок от желающих приобрести билет, было куплено свыше 300 тыс. билетов. В 2025 году возможности опции расширятся — добавится автоматический выкуп билета (после того, как пассажир даст на это согласие) и использование льгот.

В ближайшее время в приложении появится функция «Подписка» — возможность быстро сохранить реквизиты оплаты в Системе быстрых платежей

«Немало работы ожидает нас по взаимодействию с базами данных госорганов. Результатом станет расширение онлайн-верификации прав пользователей приложения на различные льготы», — рассказал Дмитрий Крюков. В ближайшее время в приложении также появится функция «Подписка» — возможность быстро сохранить реквизиты оплаты в Системе быстрых платежей. В результате билет на поезд можно будет купить еще быстрее.

Пилотные проекты

Догоняет мобильное приложение по функционалу и так называемое мобильное веб-приложение (PWA) –- версия сайта компании для смартфонов. Она не требует отдельной установки из магазинов приложений. PWA-версия была спроектирована, когда возникли риски возможного удаления «основного» приложения из сторов. Однако «оригинальное» мобильное приложение – все еще более качественный продукт.

«Мы продолжаем работу по развитию PWA-версии. Например, вскоре там будет доступна продажа пригородных билетов, появятся другие важные улучшения. Через некоторое время по функционалу мобильное приложение и PWA-версия будут близки», – рассказали в Департаменте пассажирских перевозок.

Еще одна перспективная площадка – Telegram. Недавно стартовал пилотный проект сервиса оформления билетов на пригородные поезда через телеграм-бот «Билет на электричку». Как пояснил Дмитрий Крюков, популярность мессенджера очень велика, а запуск чат-бота позволяет быстро и удобно оформлять билеты. Пока его возможности ограничены. Например, при оформлении билетов через чат-бот нельзя указывать персональные данные пользователей, так что на категории билетов, где эти данные должны быть внесены, сервис пока не распространяется.

Популярность Telegram велика, а запуск чат-бота позволяет быстро и удобно оформлять билеты

Другой «экспериментальный» вектор работы –— интеграция сервиса оплаты по геолокации в приложение «РЖД Пассажирам». Сервис работает на нескольких полигонах в тестовом режиме. Перед началом поездки пассажиру нужно запустить приложение «ПроТранспорт+», которое с помощью расположенных на железнодорожных станциях Bluetooth-меток определит точное местоположение. Далее на станции прибытия необходимо сделать в приложении отметку о завершении поездки, после чего система самостоятельно рассчитает стоимость билета и спишет эту сумму с привязанной к приложению банковской карты. QR-коды электронных билетов и чеки отобразятся на экране смартфона.

Фото: Shutterstock AI Generator/FOTODOM
Фото: Shutterstock AI Generator/FOTODOM

Планируется, что это решение позволит объединить технологии для железнодорожного и наземного транспорта. «С этой технологией нам предстоит решить ряд вопросов, в том числе с нормативным регулированием. Ведь когда пассажир входит в поезд и «начинает» поездку – это, получается, еще не билет, а некое «электронное право проезда». Технология перспективная, но ее массовое внедрение требует детальной проработки и адаптации к действующим реалиям», – убежден Дмитрий Крюков.

Впрочем, удобные и надежные онлайн-инструменты по оформлению железнодорожных билетов не означают, что железнодорожники хотят полностью отказаться от традиционных каналов. «Нет задачи закрыть все кассы. Иногда людям действительно надо поговорить с кассиром, чтобы принять решение. Однако, не исключено, что эта возможность станет специальным «нишевым» сервисом, чем-то вроде консультации», –— полагает Дмитрий Крюков.

Автор: Ринат Накипов

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
Ошибка
email
Подписка на новости

РЖД цифровой

Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности