ИТ-решения в поиске заказчиков
Как создавать востребованные бизнесом программные продукты
16:17, 21 июня 2024
В июне 2024 года число ИТ-решений в реестре отечественного ПО превысило 21 тысячу. Но эта цифра не отражает напрямую успех импортозамещения. Периодически звучат мнения, что в реестр попадают однотипные разработки, которые не всегда решают реальные задачи потребителей. Как из десятка вариантов сделать те, что точно подходят бизнесу?
За последние 1,5 года количество разработчиков систем управления базами данных (СУБД) выросло на 68%. Только в 2023 году в реестр включили рекордное число продуктов в этой области, сейчас их 91.
«Это очень много. Пользователю просто не разобраться с таким количеством. И я, наверное, понимаю, почему только 41% компаний использует российские СУБД. Что можно предложить? На примере взаимодействия, о котором мы уже говорили с Ассоциацией крупнейших потребителей программного обеспечения и оборудования, можно проводить похожую работу с каждым ИЦК или другим крупным объединением потребителей для выявления задач в области обработки данных, для формирования дорожных карт и развития продуктов», — рассказал председатель ЦКР СУБД Денис Хохлов.
Главной проблемой при внедрении новых программных продуктов стала их совместимость с ПО заказчиков, особенно для критически важных отраслей промышленности — ВПК, металлургия, транспорт. Решение этих задач обсуждали в Совете Федерации на заседании секции «Распространение российских цифровых продуктов и платформ» Совета по развитию цифровой экономики. Темой встречи стали актуальные вопросы ускоренного перехода на отечественные ОС и СУБД.
Быстрая интеграция отечественных ИТ-решений возможна только при непрерывном взаимодействии вендоров и бизнеса. Заказчикам стоит доносить существующие проблемы до разработчиков, а не руководствоваться только результатами собственных исследований. Кроме того, любые корректировки, которые будут внедрять разработчики для одной конкретной компании, скорее всего, помогут и остальным.
«Все сообщества должны плотно работать в кооперации. Мы видим эффект от работы ИЦК. В некоторых отраслях эта форма работы дала нам возможность впервые за долгое время собрать на одной площадке разнородные предприятия, в каждом из которых свои процессы, свои требования, свои системы управления качеством, свое видение IT-архитектуры, — подчеркнул директор департамента цифровых технологий Министерства промышленности и торговли РФ Владимир Дождев.
Взаимодействие также поддержит и заказчиков. Сейчас им приходится силами собственных ИТ-служб формировать комплексные решения из имеющихся продуктов разных разработчиков. Бизнесу нужен не отдельный ИТ-сервис, а целая экосистема. Такой подход оптимизирует затраты и сокращает сложность внедрения.
«Мы наблюдаем позитивный момент: за короткий срок заметно изменилось качество отечественных решений. Во многом это результат поддержки отрасли государством. Но, безусловно, есть потенциал для улучшения. В частности, многие иностранные вендоры предоставляли коробочные решения по обеспечению защиты от отказов, устойчивости, надежности и скорости работы, учитывая интеграцию и совместимость всех этих функций. При этом зачастую решения российских компаний пусть даже закрывают какую-то из проблем, но без учета взаимосвязи. Это то, что мы вместе должны решить. Мы, как крупные заказчики, готовы давать гарантированный спрос и поддерживать многолетние контракты с отечественными производителями», — сказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин.