Цифровые решения от РЖД показали на ЦИПР
Все активнее используются компетенции крупных компаний, наработки которых позволяют эффективно провести импортозамещение и представить передовые цифровые решения на внешних рынках. РЖД – один из наиболее активных участников этой работы.
14:06, 02 июня 2023
Как отметили участники конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР-2023), работа по обеспечению технологического суверенитета отраслей и страны в целом, ведется опережающими темпами. «Крупные компании осознали, что технологическая независимость — это не просто требование государства, а необходимая борьба с рисками для основного производственного процесса, для бизнеса. И заказчики, и производители ПО готовы слышать друг друга. Это одно из самых важных достижений на текущий момент», — рассказал начальник Департамента информатизации ОАО «РЖД» Кирилл Семион. Чтобы обеспечить цифровой прорыв страны, важно объединить усилия всех заинтересованных сторон — разработчиков, производителей и заказчиков цифровых продуктов для важнейших отраслей экономики. Сегодня они работают в рамках консорциумов — индустриальных центров компетенций (ИЦК). ИЦК имеют большие полномочия — без их решения ни один проект не может быть реализован. Как рассказал заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максим Паршин, благодаря деятельности этих центров уже удалось достичь значительных результатов. «Все ИЦК эффективно работают. Построен ИТ-ландшафт потребностей в замещении иностранного ПО, сформулированы потребности каждой отрасли в цифровых решениях, — подчеркнул он. — В этом году на поддержку проектов выделено более 23 млрд руб в виде грантов. И государство продолжит оказывать меры поддержки».
В этом году должна быть запущена вторая волна проектов ИЦК. Как отметил в ходе ЦИПР премьер-министр РФ Михаил Мишустин, для этого Министерству цифрового развития поставлена задача совместно с отраслевыми ведомствами организовать работу по формированию перечней типовых объектов критической информационной инфраструктуры. «Важно уже сейчас приступить к формированию перечня типовых отраслевых проектов, чтобы к тому моменту, когда поправки к закону о безопасности критической информационной инфраструктуры вступят в силу, мы были готовы и полностью уверены, что ничего не выпало из поля нашего зрения», - подчеркнул он.
В прошлом году по инициативе премьер-министра РФ Михаила Мишустина были созданы 33 индустриальных центра компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений (ИЦК). Четыре из них действуют на транспорте — это ИЦК «Морской и речной транспорт», «Аэропорты», «Авиационный транспорт», «Железнодорожный транспорт и логистика». Их возглавляют крупнейшие транспортные корпорации, в числе которых ОАО «РЖД», ПАО «Аэрофлот», АО «Международный аэропорт Шереметьево», ФГУП «Росморпорт». В рамках ИЦК одобрено уже более 160 проектов общей стоимостью в 210 млрд руб.
Лидеры отрасли на ЦИПРе обсудили цифровое будущее экономики страны и подписали много соглашений, приближающих его наступление
Меры поддержки
Чтобы обеспечить эффективность инвестиций в ИТ-инфраструктуру, государство планирует облегчить разработчикам доступ к контрактам госкомпаний – крупных отраслевых заказчиков – через наделение их статусом системно значимых при условии, что выделенные средства пойдут исключительно на развитие цифровых продуктов. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму в феврале этого года. В связи с этим Михаил Мишустин поручил Минфину и Минцифры подготовить изменения в законодательство, устанавливающие статус единственного поставщика для системно значимых разработчиков.
Еще один способ привлечения денег в ИТ-отрасль – венчурное финансирование. Речь идет о создании отраслевых венчурных фондов для инвестирования в отраслевые ИТ-проекты. «Хорошо, если больше компаний станут создавать такие отраслевые венчурные фонды, это будет иметь созидательный эффект прежде всего для молодых стартапов, которые нуждаются в ресурсах для реализации своих идей и проектов», – отметил Михаил Мишустин. Он поручил Минфину, Минцифры и Минэкономики подготовить поправки к законодательству для стимулирования привлечения венчурных инвестиций в российские IT-компании.
Уникальные решения
В настоящее время транспортными ИЦК подготовлено 18 проектов (общая сумма финансирования — 19,3 млрд руб.), направленных на ИТ-развитие отрасли. РЖД реализуют 8 из них. Как рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин, в настоящее время практически все ИТ-процессы компании поставлены на цифровые отечественные «рельсы». В частности, автоматизированная система «Электронная транспортная накладная» («ЭТРАН») включена в реестр российского ПО. «Она станет основой для деятельности, которую ведет Минтранс по интеграции различных видов транспорта для полного перехода на безбумажные перевозки, – отметил Евгений Чаркин. – До конца года будет реализован пилотный проект по интеграции систем электронных перевозочных документов на автомобильном и железнодорожном транспорте».
В перспективе Минтранс планирует подключить к электронному документообороту все остальные виды транспорта. «С РЖД взаимодействие налажено, но с портами ситуация сложнее. В настоящее время 70% товаров грузов заходит в страну через морские порты, поэтому очень важен мультимодальный стык. Начнем с Дальневосточного порта и на этом положительном примере будем работать с остальными», - отметил заместитель министра транспорта Дмитрий Баканов.
Большое внимание РЖД уделяют системе моделирования пассажиропотоков. По словам Евгения Чаркина, эффекты от ее внедрения ожидаются очень серьезные и оцениваются в миллиарды рублей. «Уже разработана методика системы. Необходимые технологии для ее развития у нас есть, но самое важное – это выстроить грамотный бизнес-процесс, который ляжет в основу конкретного ИТ-решения», – подчеркнул Евгений Чаркин.
Работа по сбору предложений о потребности отрасли в отечественных ИТ-продуктах продолжается. Так, рассматриваются варианты создания цифровых решений на базе искусственного интеллекта. «Предлагаем сформировать на базе ИЦК консолидированного заказчика, в первую очередь, в части технологий искусственного интеллекта, так как ИИ обладает отраслевой спецификой, – отметил Евгений Чаркин.
Единая транспортная платформа
Участники ЦИПР отметили необходимость кросс-отраслевого взаимодействия для создания бесшовной цифровой транспортной среды. В этой связи было подписано соглашение о сотрудничестве в области развития пассажирских сервисов между Минтрансом, компанией «РЖД-Технологии» и рядом регионов. Документ направлен на определение единых подходов к организации сбора, обработки и предоставления информации о работе общественного транспорта для обеспечения бесшовности поездок, приобретения сквозных билетов на разные виды транспорта с учетом льгот и удобства пересадок с одного вида транспорта на другой. И РЖД в этой связи есть, чем поделиться: компания запустила ряд сервисов для развития мультимодальных пассажирских маршрутов. Так, благодаря цифровой платформе Travel.RZD можно организовать поездку «от двери до двери». В 2022 году на платформе было продано более 300 тыс. билетов на другие виды транспорта. На портале «Путешествуй с РЖД!» пользователи могут бронировать отели, экскурсии и туры по всей России и в странах СНГ.
«Портал развивается весьма успешно: на данный момент на платформе уже предлагается 110 тыс. отелей, можно заказать более 2,5 тыс. экскурсий. Более 5 тыс. перевозчиков интегрированы в нашу платформу. Мы вышли за пределы России. Есть направления в странах СНГ, куда можно заказать тур», – рассказал Евгений Чаркин.
Используя мобильное приложение «ПроТранспорт», можно приобрести билеты на все виды транспорта в любом городе. Приложение позволяет подобрать оптимальные маршруты, а также оформить единый заказ и купить билеты.
Атмосфера на конференции была теплой и дружелюбной
Объединить усилия
Чтобы процесс импортозамещения иностранного софта шел быстрее, крупные компании работают над созданием цифровой инфраструктуры. Так, в настоящее время идет разработка отечественной системы управления ресурсами предприятия ERP. Для реализации этого проекта РЖД совместно с госкорпорацией «Росатом» и ПАО «Газпром нефть» создали АНО «Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом» (НЦК ИСУ), которое возглавил Кирилл Семион.
Создавать конкурентоспособную отечественную систему управления ресурсами класса ERP АНО «НЦК ИСУ» будет совместно с компанией «1С». Соответствующее соглашение о сотрудничестве было заключено в ходе ЦИПР. Национальная ERP-система будет представлять собой открытую платформу с базовой функциональностью. «Каждый заинтересованный заказчик будет иметь возможность предложить свое решение или иначе использовать то, что уже есть и эффективно работает. Это частично способствует решению вопроса недостатка компетенций», — подчеркнул Кирилл Семион.
Чтобы специалисты, ранее работающие с зарубежными ERP-системами, смогли быстро и эффективно перестроиться на работу с отечественным ПО, на базе федеральной территории «Сириус» при поддержке РЖД организованы специальные курсы переподготовки.
Технологии на вынос
Несмотря на сложную международную геополитическую ситуацию, у российских ИТ-игроков остается существенный потенциал для выхода на дружественные рынки. Так, по словам Евгения Чаркина, все проекты, разрабатываемые РЖД в рамках работы ИЦК, обладают экспортным потенциалом — в первую очередь к ним проявляют интерес страны пространства 1520. Всего в экспортном портфеле РЖД в настоящее время 16 ИТ-продуктов.
На стенде РЖД были представлены разработки, интересные и для обывателей, и для бизнеса
На стенде ОАО «РЖД» посетителям ЦИПР представили новейшие цифровые разработки и сервисы для пассажиров, грузоотправителей и сотрудников компании. В их числе: первый железнодорожный маркетплейс «РЖД-Маркет» и новый функционал покупки составного билета на несколько видов транспорта на сайте РЖД.
Также были представлены проекты талантливых школьников – учащихся детских технопарков РЖД «Кванториум» Приволжской и Свердловской железных дорог:
– Робот-дефектоскопист МРК-750 «Орлан» (разработчики Анна Горковец и Дмитрий Саввин);
– «Рельсоход» с применением беспилотных технологий (разработчик Константин Базуев);
– Образовательный портал «Кванториум Workspace» (разработчик Вероника Алексеенко-Недышилова).
Среди проектов молодых инженеров – лазерный измеритель междупутья, универсальный цифровой уровень и другие цифровые приборы.
Посетителям была продемонстрирована и линейка проектов, реализуемых в рамках Индустриального центра компетенций «Железнодорожный транспорт и логистика». Среди них – проект ЭТРАН, полностью переведенный на импортонезависимый стек и проект комплексного прогнозирования пассажиропотоков. Он поможет обеспечить экономию инвестиционных затрат и прирост выручки за счет оптимизации тарифов.
Интерес посетителей также привлек цифровой помощник Валера 2.0 с искусственным интеллектом, который рассказывал посетителям стенда об экспонатах.
Фото: Пресс-служба ОАО «РЖД»
Вернуться назад