Цифровая пятилетка: курс на импортозамещение
Как цифровая трансформация изменила производственные и бизнес-процессы в РЖД
23:02, 07 декабря 2023
За последние 5 лет цифровая трансформация радикально изменила производственные и бизнес-процессы в РЖД. Дополнительный импульс внедрению «цифры» в отрасль придал III Железнодорожный съезд в 2017 году, на котором были определены стратегические цели развития холдинга, а также дано поручение президента ускорить переход на отечественное программное обеспечение. Огромная работа, проделанная компанией в этом направлении, лишь начало пути. Впереди – внедрение новых сервисов и решений, которые изменят облик не только железнодорожных перевозок в стране, но и всей транспортной отрасли.
II Железнодорожный съезд, состоявшийся в 2017 году, определил приоритеты цифровой трансформации в РЖД. Компании дано прямое поручение Владимира Путина разработать и утвердить план мероприятий, направленный на преимущественное использование отечественного ПО.
Участники съезда приняли резолюцию, согласно которой основной целью было провозглашено развитие цифровой инфраструктуры, создание единого информационного пространства грузовых перевозок и логистики, а также пассажирских перевозок с опорой на отечественные разработки.
Президент РФ Владимир Путин:
«Чтобы успешно работать на внутреннем рынке и наращивать транзитный потенциал России, отечественным перевозчикам необходимо постоянно развиваться, повышать скорость, качество, удобство обслуживания пассажиров и перевозки грузов. Это означает модернизацию управления на железной дороге и отработку более эффективных методов движения составов, предложение новых, современных логистических услуг. Для этого нужно шире использовать цифровые технологии, и при внедрении таких решений нужно делать упор на отечественные разработки, на использование конкурентного российского программного обеспечения».
В РЖД сформировали десять рабочих групп для обеспечения перехода на отечественное программное обеспечение по 35 классам
Участники рабочих групп для обеспечения перехода на отечественное ПО отобрали решения по таким классам, как:
◆ системы электронного документооборота (СЭД)
◆ системы базовых ИТ-сервисов (СБИТС)
◆ системы информационной безопасности (ИБ)
◆ другие офисные системы
«Сегодня трудно представить транспортную отрасль без инноваций. Это не просто отдельные решения, а результаты системной деятельности научных, образовательных организаций и фондов, бизнес-инкубаторов и стартапов. Такой подход заложен в основу нашего проекта цифровой железной дороги, который объединит самые передовые технологии интернета вещей, анализа больших данных, кибербезопасности, – подчеркнул в ходе своего выступления в рамках съезда генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров. – В конечном счете мы выйдем на создание цифровой модели управления железными дорогами, которая повысит эффективность всего железнодорожного комплекса. А если смотреть еще дальше, до 2050 года, то мы предлагаем сформировать цифровую модель и всего транспортного комплекса страны».
Цифровой «водораздел»
Решения, принятые по итогам съезда, определили векторы развития РЖД в сфере обеспечения технологической независимости. На их основе в компании утвердили план перехода на отечественное программное обеспечение, включенное в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных. Первым делом были разработаны методики выбора ПО, а также проведен анализ рынка отечественных разработок. Также в компании сформировали 10 рабочих групп для обеспечения перехода на отечественное ПО по 35 классам программного обеспечения (всего в классификаторе Минцифры России их больше 110).
На отечественное ПО планово стали переводить все производственные и бизнес-процессы компании. Например, для рабочих нужд железнодорожников начали закупать персональные компьютеры на базе российских процессоров «Байкал» и «Эльбрус», а также устанавливать на ПК российский «Яндекс.Браузер» и корпоративный мессенджер Express. Кроме того, в РЖД начала формироваться новая коммуникационная онлайн-среда. «Речь идет об онлайн-платформе внутри компании, – пояснил в ходе III Железнодорожного съезда заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов. – Для компании это станет дополнительным инструментом сбора большого массива информации о предпочтениях и потребностях работников».
РЖД необходимо будет обеспечить быстрое встраивание своих продуктов в экосистемы потребителей
В результате в конце 2018 года заработал Сервисный портал работника ОАО «РЖД». Это универсальная корпоративная площадка, предоставляющая широкий спектр услуг и возможностей, доступных в удаленном режиме. С ее помощью можно оперативно получать документы, справки, оформлять льготы.
Стратегический подход
Еще больше ИТ-продуктов в РЖД начало появляться после утверждения в 2019 году Стратегии цифровой трансформации компании. При этом в 2023 году ее актуализировали и цифровые решения стали базироваться на отечественном софте в целях обеспечения цифрового лидерства и технологического суверенитета отрасли. Стратегия ориентирована на развитие семи ключевых цифровых платформ в различных отраслях деятельности компании.
На основе каждой платформы создаются цифровые сервисы и продукты для внешних пользователей (клиентов, партнеров и государства) и внутренних (сотрудников и руководителей компании) с использованием таких цифровых технологий, как большие данные, распределенные реестры, промышленный интернет вещей, квантовые вычисления.
Новые продукты
Клиентам РЖД стали доступны новые цифровые сервисы, уникальные на рынке или превосходящие по функциональным возможностям зарубежные аналоги. Так, в 2019 году РЖД совместно с российским вендором запустили личный кабинет клиента ОАО «РЖД» в сфере грузовых перевозок – это онлайн-портал для грузоотправителей, который информирует пользователей о дислокации, техническом состоянии вагонов и контейнеров, а также об операциях с ними в процессе перевозки. Сейчас к нему подключено около 28 тыс. грузоотправителей.
Работая над улучшением сервисов для пассажиров, разработчики компании предоставили им возможность в одном окне покупать билеты на сложные мультимодальные маршруты с использованием различных видов транспорта. Появилось универсальное ИТ-решение для билетных кассиров – Автоматизированное рабочее место кассира (АРМ кассира), которое в 2022 году было зарегистрировано в реестре отечественного программного обеспечения. Изначально было установлено 83 автоматизированных рабочих места кассира в пригородных кассах на полигонах шести пригородных пассажирских компаний. В дальнейшем было решено оборудовать этой системой кассы всех пригородных перевозчиков (за исключением АО «Центральная пригородная пассажирская компания») до конца 2023 года. Если же система будет востребована со стороны других предприятий отрасли, то есть возможность распространить ее на кассы речного транспорта, а также в авиа- и автобусных кассах.
Заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко:
«Импортозамещение на основе отечественного конкурентоспособного ПО – основная задача, заложенная в нацпрограмме «Цифровая экономика». «Российские железные дороги» активно включены в процесс цифровизации, занимают лидирующие позиции. Компания успешно реализует собственную стратегию цифровой трансформации. Этот документ обновлен с учетом правительственных директив и с особым акцентом на импортозамещение программного обеспечения».
На основе ПО «АРМ кассира» специалисты компании «РЖД – Цифровые пассажирские решения» разработали и представили платформу «Инновационная мобильность», доступную для различных компаний (в том числе туристических онлайн-агентств), предоставляющих услуги по оформлению билетов. Сегодня более 20% всех железнодорожных билетов приобретаются с использованием этой платформы.
Истоки
В РЖД готовы форсировать темпы импортозамещения. Санкционное давление на Россию, которое началось в 2014 году, изменило правила на рынке. Как следствие, в РЖД на отечественное ПО тогда начали переводить систему внутренних коммуникаций. Microsoft Exchange и Lync уступили место российскому Communigate Pro.
Оно предназначено для построения систем объединенных коммуникаций (электронной почты, IP-телефонии, видеозвонков, мгновенных сообщений, удаленной коллективной работы). Отечественная разработка позволила более эффективно организовывать взаимодействие работников различных подразделений компании в условиях территориальной распределенности железных дорог, а также оптимизировать затраты на сопровождение коммуникационных ИТ-систем. На первом этапе перевод на CommuniGate Pro затронул свыше 170 тыс. пользователей.
Иностранный софт заместили и в других производственных сферах РЖД. «Речь идет о производственных процессах в сфере управления движением. Здесь мы в первую очередь были нацелены на переход на отечественные ИТ-технологии», – рассказал заместитель генерального директора компании Евгений Чаркин.
Центр опережения
Процессы импортозамещения и создания новых цифровых сервисов в ключевых отраслях экономики уско-рили создание в 2022 году 33 индустриальных центров компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений (ИЦК). Компания «РЖД» стала участником ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика».
Процессы импортозамещения ускорило создание в 2022 году 33 индустриальных центров компетенций
«Механизм ИЦК предоставляет дополнительные возможности для ускорения импортозамещения ПО и отраслевых решений, достижения безопасности объектов критической информационной инфраструктуры», – отметил начальник Департамента информатизации ОАО «РЖД» Кирилл Семион.
На первом этапе в ИЦК были определены восемь приоритетных ИТ-проектов в разных сегментах деятельности железных дорог. Речь, в частности, идет о ключевых информационных системах компании в сферах организации перевозочного процесса; управления инфраструктурой, вагонным хозяйством и ремонтными работами; моделирования и прогнозирования пассажиропотоков.
Некоторые разработки РЖД в рамках работы ИЦК уже применяются на практике. Так, система «Электронная транспортная накладная нового поколения» (ЭТРАН НП) включена в реестр отечественного ПО. Более 900 ее модулей переведены на российские решения. Ведется работа по совмещению ЭТРАН с государственной информационной системой «Электронные перевозочные документы» (ГИС ЭПД) и аналогичными системами крупных транспортных компаний.
Также на отечественный софт переведена система управления резервированием мест и билетно-кассовыми операциями нового поколения (АСУ «Экспресс НП»), через которую ежегодно оформляется более 1 млрд поездок. Функционал системы расширен за счет возможности оформления мультимодальных и туристических поездок, а также дополнительных услуг в виде бронирования гостиниц и экскурсий.
«Мы не просто ведем работу по замене импортных систем на российское ПО. У наших проектов появляется новый функционал, аналогов которого нет за рубежом, – отметил Кирилл Семион. – Проекты, разрабатываемые в рамках ИЦК, имеют высокий коммерческий и экспортный потенциал для дальнейшего тиражирования в железнодорожных компаниях других стран».
По поручению премьер-министра Михаила Мишустина проекты первой волны в РЖД проанализировали на предмет расширения функциональности и использования в них технологий искусственного интеллекта. В результате с этой точки зрения будут доработаны четыре проекта: моделирование перевозочного процесса, управление движением, создание предиктивных моделей для обслуживания инфраструктуры и подвижного состава.
Кроме того, завершается отбор проектов второй волны. ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика» представил восемь разработок, четыре из которых курирует ОАО «РЖД». Сейчас они ждут утверждения со стороны отраслевого комитета «Транспорт», действующего при Министерстве транспорта. Проекты ИЦК компании реализуют за счет собственных средств, но наиболее важные разработки государство продолжит финансово поддерживать за счет выделения грантов (их определят Российский фонд развития информационных технологий и Минцифры).
Больше чем транспорт
Есть в цифровом портфеле РЖД и межотраслевое решение – отечественная ERP-система корпоративного уровня. Она призвана обеспечивать передачу данных между многочисленными бизнес-процессами компании (в том числе в сфере управления активами и трудовыми ресурсами), устраняя дублирование. Предпосылкой проекта стал санкционный уход из России в 2022 году немецкой компании SAP, которая долгое время фактически была монополистом в области предоставления программных ERP-решений. В результате ИТ-рынок фактически остался без готового ERP-решения, которое бы в полной мере соответствовало требованиям крупных государственных и частных компаний с точки зрения безопасности.
Заместитель министра транспорта Дмитрий Баканов:
«Мы ведем системную работу, чтобы обеспечить повышение качества, надежности, безопасности и комфорта поездок людей и доставки грузов. Видим, что транспортные компании и ведущие цифровые экосистемы продолжают развивать сервисы, предлагая новые российские решения на замену сервисам, которые ушли. Важно, что темп работы не снижается».
Силами компаний «РЖД», «Газпромнефть» и «Росатом» в этом году создан Национальный центр компетенций по импортозамещению ERP-систем (АНО «НЦК ИСУ»), который возглавил начальник Департамента информатизации ОАО «РЖД» Кирилл Семион.
В настоящее время уже разработаны требования к отечественной ERP-системе, дорожная карта; определены сроки разработки. Кроме того, подписано соглашение с компанией – вендором 1С, разработки которой заменят продукты SAP (в РЖД с SAP на 1С уже начали переводить ряд функционала системы цифрового казначейства, АС «Закупки» и АС «Договоры» и другие функции – всего там работают более 84 тыс. пользователей).
Цифровые планы
и рыночных реалиях, но это лишь начало. Формирующееся виртуальное пространство – цифровая экосистема РЖД – объединит и улучшит все сервисы для пассажиров и грузоотправителей. Это, в частности, означает, что заказы на перевозку будут создаваться, размещаться и обрабатываться автоматически, с помощью искусственного интеллекта, информационного моделирования, интеллектуальной поддержки решений. Эти технологии будут интегрированы во все информационные системы компании, что существенно расширит их функционал и даст возможность автономной работы. При этом отечественное ПО обеспечит стабильную работу данных сервисов, независимо от колебаний политической конъюнктуры.
Продолжается работа по замене зарубежных систем управления базами данных (СУБД) в автоматизированных системах ОАО «РЖД» на российское ПО, также прорабатывается закупочная процедура на поставку лицензий отечественного офисного пакета.
Технологии искусственного интеллекта:
◆ 50% проектов РЖД реализуются с использованием ИИ
◆ 49% обращений клиентов и пользователей обрабатываются чат-ботами
◆ 39 пунктов технического осмотра оборудованы интеллектуальными средствами
Предстоит реализация проектов, предусмотренных стратегическими направлениями в области цифро-вой трансформации транспортной отрасли России до 2030 года, утвержденных правительством рос-сии. Среди них – «зеленый цифровой коридор пассажира». Он предусматривает создание цифрового профиля пассажира, единого цифрового инструмента оплаты проезда для всех видов транспорта с применением технологий биометрии. Другой проект этой группы – «бесшовная грузовая логистика».
Он должен обеспечить сквозной обмен электронными перевозочными документами между разными видами транспорта и создание цифровых площадок заказа грузоперевозок, логистических услуг и услуг электронной коммерции. Для успешной реализации этих проектов РЖД необходимо будет обеспечить быстрое встраивание своих продуктов в экосистемы потребителей (федерального, регионального и корпоративного уровня), а также подготовить свои сервисы для взаимодействия с органами государственной власти.