Технологии расширяют инклюзивную среду на транспорте
Российские компании все чаще включают инклюзивную повестку в стратегию развития бизнеса, создавая условия для адаптации и трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья.
16:37, 11 июля 2023
В РЖД повышению доступности железнодорожного транспорта уделяется особое внимание. Безбарьерная среда создается в том числе с помощью новых цифровых технологий – они облегчают жизнь как пассажирам, так и работникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Подробнее об адаптированных IT-решениях рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин в ходе панельной дискуссии «Инклюзия в бизнесе» промышленной выставки «ИННОПРОМ».
«Российские железные дороги» участвуют в государственных и межотраслевых инклюзивных проектах, призванных сделать транспорт доступнее для всех категорий путешественников. Так, РЖД – первая транспортная компания, которая проводит работу по интеграции своих информационных систем с государственными. Это позволяет получать сведения, необходимые для оформления льготных билетов и предоставления скидок. Сейчас у граждан льготных категорий нет необходимости получать физическую справку для приобретения льготного билета: все делается в цифровом формате. Как результат – в 2022 году через приложение «РЖД Пассажирам» было приобретено более 266 тыс. таких билетов.
«Доступный железнодорожный транспорт – шаг на пути к инклюзивному обществу. Руководство «Российских железных дорог» это понимает и стремится создать на своей инфраструктуре и в поездах доступную и доброжелательную среду для всех пассажиров. Разрабатываемые инновационные решения направлены на повышение качества жизни клиентов с ограниченными возможностями здоровья и реализацию социальной ответственности компании», – подчеркнул Евгений Чаркин.
В прошлом году РЖД подписали Национальную инклюзивную декларацию, которая направлена на повышение доступности товаров и услуг для людей с инвалидностью*. В соответствии с этим документом компания обязалась участвовать в реализации и адаптации инклюзивных практик по пяти направлениям:
- обеспечение доступности информации;
- развитие сервисов Центра содействия мобильности РЖД;
- развитие туристических маршрутов, доступных для маломобильных пассажиров;
- обучение персонала для работы с гражданами, имеющими ограничения по здоровью;
- развитие и повышение количества цифровых услуг.
Ряд инициатив уже удалось воплотить в жизнь. Например, раздел «Карта доступности вокзалов» на сайте РЖД наполнен информацией о функциональных зонах вокзалов для маломобильных пассажиров с фотографиями и необходимыми пояснениями. Реализована базовая поддержка функций озвучивания экрана для возможности использования интернет-ресурсов компании инвалидами по зрению. В планах – развитие навигации на железнодорожных вокзалах (в том числе ее доработка для использования инвалидами по зрению). В скором времени она должна будет отображаться и в мобильном приложении «РЖД Пассажирам».
В мобильном приложении «РЖД Пассажирам» уже можно оформить заявку на сопровождение и оказание помощи на вокзалах и остановочных пунктах, зарезервировать специализированные места в поездах дальнего следования. Если возникают проблемы с заполнением заявки на предоставление услуги, в режиме совместного использования экрана пассажиру помогут с вводом текста и управлением мышью при выборе необходимых опций. Также можно получить видеоконсультацию на русском жестовом языке: оператор поможет пассажирам с инвалидностью по слуху подобрать удобный маршрут, купить билет, оформить заявку на оказание помощи, а также ответит на все интересующие вопросы.
Важное направление инклюзивной работы – повышение доступности железнодорожного туризма. Так, в настоящее время туристическая витрина travel.rzd.ru наполняется цифровыми сервисами, адаптированными для людей с ОВЗ. Уже в этом году у таких граждан появится возможность выбрать и оплатить путевки в санаторно-курортные учреждения без предъявления бумажных документов. Также на сайте планируется внедрить сервисы покупки билетов в музеи, театры и на мероприятия с доступной средой. Будет создан мультимедийный контент для туристов с ОВЗ (гиды, специальные карты), а также доступна информация об адаптированных туристических маршрутах.
В РЖД развивают безбарьерную среду не только для пассажиров, но и для работников с ОВЗ. Например, в цифровом холдинге «РЖД-Технологии» трудоустроено уже 43 профессионала с инвалидностью. «В планах – представлять цифровой холдинг на специализированных ярмарках вакансий, организовывать участие первых лиц в форумах и конференциях, посвященных инклюзии, и привлекать больше профессионалов своего дела независимо от того, являются они инклюзивными или нет», – подчеркнул Евгений Чаркин.
*Национальная инклюзивная декларация – это форма общественного договора, разработанного в рамках реализации всероссийского проекта «Открыто для всех» Агентства стратегических инициатив (АСИ). Цель документа – формирование инклюзивного сообщества и организация доступной среды. Подписать декларацию может любая компания, признающая важность повышения доступности товаров, услуг и сервисов для людей с инвалидностью. После этого необходимо будет принимать участие в реализации или адаптации инклюзивных практик. В настоящее время документ подписали уже более 200 компаний, среди которых РЖД, МТС, «Пятерочка» и другие.