РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
Проекты РЖД в ИЦК готовят к запуску в «серию»
Тренды

Проекты РЖД в ИЦК готовят к запуску в «серию»

Как реализуются проекты РЖД в рамках Индустриального центра компетенций «Железнодорожный транспорт и логистика»

14:03, 25 сентября 2024

Фото: Екатерина Масась, «РЖД-Технологии»

Три цифровых системы, реализованных в рамках ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика»,  готовы к тиражированию в смежных отраслях. Также определены четыре новых направления развития отраслевых ИТ-систем, на базе которых сформируют пул проектов «второй волны».

Результаты работы и перспективные разработки были презентованы в ходе демо-дня Индустриального центра компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений (ИЦК). Компания РЖД — лидер по количеству разрабатываемых и реализуемых проектов в рамках ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика».

Фото: РЖД Цифровой
Фото: РЖД Цифровой

Евгений Чаркин, заместитель генерального директора ОАО «РЖД»:
Ключевой принцип, по которому мы работаем, – это не просто повторение того, что меняем, а улучшение. Смысл в том, чтобы стать сильнее, получить функциональность, которая превосходит то, что уже было. Некоторые разрабатываемые нами системы не имеют аналогов в мире.  Уверен, что эти сервисы будут востребован не только у нас, но и у других транспортников. В каждом проекте заложен экспортный потенциал.

В первую волну работы отраслевого индустриального центра РЖД сформировало пул из восьми проектов, три из которых в настоящее время завершены, уже используются на сети и готовы к тиражированию и экспорту.
В первую очередь на отечественный софт были переведены автоматизированная система «Электронная транспортная накладная» нового поколения (АС «ЭТРАН» НП), которая отвечает за оформление перевозочных документов, и система «Единая модель данных перевозочного процесса» (ЕМД ПП). Обе эти системы крайне важны для функционирования железных дорог — так, ЕМД ПП за сутки обрабатывает более 2,5 млн событий на сети, а в «ЭТРАНе» в электронном виде оформляется почти 100% заявок на железнодорожную перевозку (сейчас система интегрируется с государственной информационной системой «Электронные перевозочные документы» для оформления в электронном виде мультимодальных перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом, а в перспективе и водным).

В июне этого года также завершилась разработка программного комплекса для моделирования и прогнозирования пассажиропотоков (ПКМПП). «В системе можем смоделировать такие ситуации, как ввод платной автомобильной дороги и то, как это отразится на пассажиропотоке на железнодорожном транспорте. Либо воссоздать ситуацию возникновения на каком-то маршруте авиакомпании лоукостера (за счет чего существенно снизится средняя цена авиабилетов) и оценить, как это повлияет на железнодорожные перевозки. Таким образом, мы можем прогнозировать не только абсолютный пассажиропоток, но и переключение между видами транспорта», — рассказал Максим Фадеев, первый вице-президент Центра экономики инфраструктуры.

Ещё пять проектов первой волны ИЦК находятся на разных стадиях разработки. Например, на 70% готова автоматизированная система управления «Экспресс» нового поколения (АСУ «Экспресс» НП). В ней уже работают более семи тыс. пользователей (перевозчики, сотрудники сервисных компаний, касс и онлайн-ресурсов продажи билетов и дополнительных услуг). За сутки в АСУ «Экспресс» НП поступает более 10 млн обращений. В ближайшие два года из системы автоматизации она превратится в полноценного умного помощника. Более сложные аналитические инструменты на базе технологий искусственного интеллекта помогут прогнозировать продажи и тарифную политику.

Пять проектов первой волны ИЦК находятся на разных стадиях разработки.

«В проекте АСУ «Экспресс» НП будут созданы интеллектуальные системы для среднесрочного и долгосрочного моделирования продаж и тарифной политики и интеллектуальный помощник для обслуживания пассажиров», — отметил Евгений Чаркин.

На завершающей стадии находится и проект создания импортонезависимой единой системы пономерного учета локомотивов нового поколения (ЕС ПУЛ). Система отвечает за идентификацию, классификацию, учет и эксплуатационные показатели парка тягового, моторвагонного и специального подвижного состава. В ней учитываются все операции — от постановки каждой единицы техники на баланс до ее исключения.

Ольга Крылова, руководитель департамента ООО «ОЦРВ»:
ЕС ПУЛ на сети РЖД эксплуатируется с 2012 года, изначально разработана на иностранной платформе. Фактическую разработку отечественной системы мы начали в июне 2023 года, и ровно через год она прошла подконтрольную эксплуатацию на одном реальном объекте. По состоянию на 1 сентября этого года подконтрольная эксплуатация, по факту промышленная, проходит на шести железных дорогах (включая весь Восточный полигон). Уже через год подвижной состав нового поколения полностью будет учитываться в новой системе на всех дорогах России.

Фото: Екатерина Масась, «РЖД-Технологии»
Фото: Екатерина Масась, «РЖД-Технологии»

На завершающей стадии находится и проект создания импортонезависимой единой системы пономерного учета локомотивов нового поколения

Сейчас в ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика» определены восемь проектов второй волны. Четыре из них разрабатывают РЖД, три — Почта России и один — СберТройка. Также на рассмотрении и включении в работу находятся ещё два отраслевых проекта. Все новые разработки нацелены на устранение «белых пятен» в существующем ИТ-ландшафте транспортной отрасли. В частности, в случае с железными дорогами речь идет о развитии отечественных клиентских операционных систем, офисного пакета, продуктов в области виртуализации и резервного копирования. Также в компании продолжится работа по развитию проектов первой волны.

Индустриальные центры компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений были созданы по поручению правительства летом 2022 года. Их основная задача — обеспечить переход на отечественные технические решения в ключевых отраслях экономики. В сфере транспорта создано четыре ИЦК. Председателем ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика» является генеральный директор-председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров. В состав железнодорожного индустриального центра входят 12 компаний, среди которых РЖД, Сбер, Глонасс, Феско, Почта России, Росатом, Московский и Петербургский метрополитены.

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
Ошибка
email
Подписка на новости

РЖД цифровой

Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности