Эффективные инструменты цифровых бизнес-процессов
Как РЖД, располагая одним из самых масштабных в стране комплексов работы с big data, развивает технологии управления данными
20:17, 30 октября 2023
Национальный проект «Экономика данных» призван стать драйвером развития России. Использование big data позволяет в разы повысить эффективность анализа больших объемов информации.
Реализации планов правительства может помочь опыт ОАО «РЖД». Компания уже несколько лет активно развивает технологии управления большими данными и их защиты, в том числе с использованием квантового шифрования.
До конца этого года в России будет разработан национальный проект «Экономика данных», рассчитанный на период до 2030 года. За счет его реализации планируется объединить и реализовать существующие инструменты развития цифровой экономики, искусственного интеллекта и инновационных проектов, включая дорожные карты по развитию квантовых технологий.
О необходимости появления нацпроекта по формированию экономики данных заявил Владимир Путин. По его оценкам, это должно повысить качество работы и производительности, помочь росту зарплат, доступности сервисов и услуг.
Президент РФ Владимир Путин:
«Наша принципиальная задача – перевести всю экономику и управление на качественно новые принципы работы на основе больших данных. При этом у нас должны быть не просто научные разработки и базовые решения, а вся технологическая и производственная цепочка».
Незаменимые данные
В настоящее время практически все цифровые решения и хай-тек-проекты основаны на данных. Внедрение технологий по управлению большими объемами информации значительно ускорится после увеличения государственного влияния на этот процесс.
В частности, активность чиновников поможет сформировать механизмы взаимодействия производителей и потребителей данных, в том числе урегулировать процессы купли-продажи, обмена массивами данных и их обогащения участниками рынка.
Технологическими партнерами и заказчиками нацпроекта «Экономика данных» выступят крупнейшие российские компании, в том числе РЖД, «Росатом», Газпромбанк
Новый нацпроект как раз позволит привлечь ресурсы и административное внимание к проблемам развития цифровой экономики. По оценке вице-премьера Дмитрия Чернышенко, появится своего рода «страховка того, что научные разработки будут продолжаться в отсутствие сформулированного на них сейчас большого гарантированного спроса».
Национальный проект «Экономика данных» будет включать мероприятия по сбору данных, развитию систем связи, разработке отечественных облачных и вычислительных решений, обеспечению безопасности данных, а также развитию технологий квантовых коммуникаций и шифрования.
Особый акцент при этом сделан на развитии суверенной инфраструктуры – работа с большими данными приобретает особый смысл в связи с угрозой нацбезопасности, которую несет зависимость от иностранных технологических платформ.
До 2030 года рассчитан национальный проект «Экономика данных»
В качестве технологических партнеров и заказчиков нового нацпроекта выступят крупнейшие российские компании. В их числе, по мнению вице-премьера Дмитрия Чернышенко, могут оказаться РЖД, «Росатом», Газпромбанк.
Желание власти привлечь к проекту «Экономика данных» технологических лидеров страны вполне логично. Так, в РЖД в данной сфере уже создан ряд наработок и продуктов, которыми холдинг мог бы поде-литься. Работа с большими данными проводится системно: применение технологии big data предусматривает Стратегия цифровой трансформации компании, актуализированная в этом году. Напомним: документ ориентирован на развитие ключевых цифровых платформ железнодорожного транспорта. Каждая платформа включает цифровые сервисы и продукты, созданные в том числе благодаря использованию больших данных.
«Для такой крупной организации, как Российские железные дороги, порядок в данных является основой ее успешной работы», – отмечает заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин.
Хранить и управлять
РЖД имеет развитую организационную структуру, ведет хозяйственную деятельность по различным направлениям, в связи с чем имеет многослойную доменную структуру данных, которые соотносятся с бизнес-процессами. В то же время до определенного момента в компании отсутствовали единый заполненный каталог (глоссарий) данных и репозиторий форм отчетности, из-за чего возникали большие временные за-траты на поиск информации. Много времени уходило на исследование, где и какие данные хранятся, какими документами регламентируются, по каким правилам формируются. Также отсутствовал единый инструмент по ведению реестра отчетов, бизнес-терминов и показателей, что приводило к созданию дублирующих отчетов, длительным срокам по предоставлению информации по запросам с уникальным набором показателей, ошибкам в интерпретации данных.
Президент Ассоциации больших данных Анна Серебряникова:
«ИТ-отрасль с 2020 года получает значительную поддержку со стороны государства, что помогает успешно преодолевать санкционное давление и конъюнктурные изменения рынка. Однако для продолжения развития ИТ-отрасли необходимо сотрудничество между государством и бизнесом. Создание этого взаимодействия и сам контур взаимодействия – это вызов, который стоит перед нами сегодня».
Чтобы упорядочить процесс работы с массивами информации, в 2018 году в компании начала создаваться корпоративная система управления данными (КСУД). Было проанализировано более 100 информационных систем компании, 40 из которых определены как источники данных, остальные признаны потребителями данных.
В настоящее время КСУД охватывает все критически важные данные, необходимые для статистического, бухгалтерского и управленческого учета компании. Она включает в себя глоссарий бизнес-терминов, репозиторий форм и аналитических справок, банк метаданных и диаграммы происхождения, жизненного цикла и потоков данных. Систему используют уже более 9 тыс. специалистов-железнодорожников разного уровня, работающих с аналитикой. Работа над совершенствованием системы управления данными продолжается. Планируется, что созданные решения и методологические практики будут масштабированы на все бизнес-подразделения холдинга «РЖД».
Еще одна разработка компании в области сбора и обработки big data – платформа «Корпоративное хранилище данных» (КХД РЖД).
Более 9 тыс. специалистов-железнодорожников разного уровня, работающих с аналитикой, уже используют КСУД
В феврале этого года она была зарегистрирована в реестре российского программного обеспечения.
Внедрение Корпоративного хранилища данных позволяет повысить качество данных за счет их консолидации из различных систем и устранения несостыковок информации при этом. Как результат планируется снизить затраты на интеграцию данных и обеспечение их качества в дальнейших комплексных BI-проектах. Кроме того, повышается качество метаданных и документации по работе с данными в целях получения более точных результатов и оперативного использования внедряемых решений.
Составной элемент КХД – платформа РЖД в Национальной системе управления данными (НСУД). Проект по автоматизации процесса обмена информацией с федеральными органами исполнительной власти через НСУД холдинг «РЖД» реализовал в 2022 году, первым из госкомпаний в стране.
НСУД является ключевым элементом госуправления в рамках национального проекта «Цифровая экономика». Информационный обмен данными осуществляется через Подсистему обеспечения доступа к данным (ПОДД) Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Благодаря реализации этого проекта автоматизирован процесс обмена информацией между компанией и федеральными органами исполнительной власти. В частности, появилась возможность автоматизировать процесс обмена информацией с Пенсионным фондом России.
Данные под защитой
В условиях повсеместной замены иностранного софта перед компанией встала задача поиска отечественного ИТ-решения по защите используемой информации. Для обеспечения надежности и безопасности данных в РЖД проведено комплексное функциональное и нагрузочное тестирование различных систем управления базами данных (СУБД). Способность поддерживать задачи любой сложности с нужной производи-тельностью и в полном объеме показала система, разработанная российской компанией Postgres Professional. В результате холдинг приобрел безлимитную лицензию на использование этого программного обеспечения, подписав трехлетнее соглашение с компанией Postgres Professional и став самым крупным российским заказчиком данного разработчика.
Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров:
«У нас 4 центра обработки данных, 16 дорожных вычислительных центров, более 260 тыс. автоматизированных рабочих мест. ОАО «РЖД» активно развивает собственные ИТ-решения и является якорным заказчиком таких технологий на рынке. Мы заинтересованы в сильных партнерах для обеспечения высоких темпов цифровой трансформации и импортозамещения.
По мнению генерального директора Postgres Professional Олега Бартунова, разработка поможет РЖД развивать цифровые сервисы, в основе которых лежат постоянно растущие объемы данных. «Для нас появление еще одного крупного заказчика – это новые возможности по развитию технологий и совершенствованию продукта», – отметил он.
СУБД включает в себя большое количество уникальных функций, обеспечивающих максимальную надежность и высокую производительность системы в отличие от многих зарубежных аналогов. Это позволяет ей решать самые сложные промышленные задачи.
Сейчас СУБД Postgres Professional используется как для работы с корпоративной системой управления данных (КСУД), так и с другими загруженными платформами, обеспечивающими важнейшие производственные процессы РЖД, среди которых:
◆ оформление перевозочных документов в системе электронного документооборота от отправления до прибытия, ввода и обработки различных типов вспомогательных документов;
◆ управление пассажирскими перевозками;
◆ асинхронный обмен сообщениями автоматизированных систем РЖД;
◆ планирование и контроль исполнения местной работы.
Усилия по внедрению технологий по управлению данными привели к ожидаемому результату. Сегодня РЖД располагает одним из самых масштабных в стране комплексов работы с большими данными.
При этом компания планирует и дальше совершенствовать методы сортировки и анализа big data. Так, в ходе XXVI Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2023) РЖД, ВТБ и Т1 подписали соглашение о сотрудничестве в области информационных технологий. В планах – построение платформы для облачных вычислений и разработка программно-аппаратных комплексов для обработки больших данных.
Дорогу квантам
В крупных компаниях собираются и хранятся большие объемы данных, для защиты и безопасной передачи которых необходимо применять современные инновационные решения. Одно из таких решений – квантовые коммуникации. Это инновационный способ безопасной передачи сообщений и информации на большие рас-стояния.
В этом году правительство утвердило Концепцию регулирования отрасли квантовых коммуникаций до 2030 года. РЖД в этой работе отведена главенствующая роль, поскольку компания в соответствии с подписанным в 2019 году соглашением о намерениях с правительством, ответственна за развитие в стране высокотехнологичного направления «Квантовые коммуникации».
Ключевая особенность квантовых коммуникаций – возможность построения абсолютно защищенных от взлома систем связи, в которых неизменность и достоверность передаваемой информации гарантируются физическими принципами, а не математическими алгоритмами, как в существующих криптографических системах. Квантовые технологии в перспективе позволят обеспечить высочайшую скорость и защищенность данных.
На железнодорожном транспорте эта технология даст возможность, в частности, создавать защищенные системы сбора данных о состоянии инфраструктуры и системы передачи управляющих сигналов, которые невозможно подменить. В более отдаленной перспективе применение квантовых коммуникаций возможно в беспроводной связи, в том числе спутниковой.
Как сообщил заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Анатолий Храмцов, в настоящее время инфраструктура компании объединяет более 75 тыс. км волоконно-оптических сетей и собственные системы связи по всей стране. Созданы сегменты магистральной квантовой сети Москва – Санкт-Петербург и Москва – Нижний Новгород общей протяженностью 1147 км. До конца 2023 года она достигнет 2,5 тыс.км. «К концу 2024 года будем иметь 7 тыс. км, а к 2030 году планируем удвоить протяженность наших защищенных сетей», – подчеркнул Анатолий Храмцов.
РЖД совместно с АНО «Центр обеспечения цифровой трансформации» разработали профессиональный стандарт «Специалист по исследованиям и разработкам в области квантовых коммуникаций»
Люди для технологий
Реализацией мероприятий нацпроекта «Экономика данных», то есть разработкой, развитием и внедрением технологии big data в различных отраслях, будут заниматься профессионалы, обладающие соответствую-щей квалификацией.
Их подготовке в настоящее время отводится особое внимание. Следуя запросам крупнейших работодателей, учебные заведения открывают актуальные программы подготовки. Так, образовательная и научная повестка транспортных университетов учитывает вопросы применения технологии big data – это заложено в Концепцию подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года, разработанную Минтрансом и утвержденную Правительством РФ. Например, в Российском университете транспорта (МИИТ) реализуется магистерская программа «Информационная аналитика и технологии больших данных (big data)», по которой будущие специалисты обучаются методам и технологиям информационной аналитики. После получения диплома они могут быть трудоустроены в том числе в профильные подразделения холдинга «РЖД».
До конца этого года для студентов железнодорожных вузов также планируется создать платформы дополнительного обучения по программам роботизации, искусственного интеллекта и big data. Инициатором этой работы выступил Координационный совет институтов научного отраслевого комплекса (НОК) ОАО «РЖД».
Действующие железнодорожники получили возможность повысить квалификацию в сфере работы с большими данными внутри компании – с этой целью для них разработана соответствующая образовательная программа.
Для работы с квантовыми технологиями тоже нужны грамотные кадры. Требования к их квалификации описаны в профессиональном стандарте «Специалист по исследованиям и разработкам в области квантовых коммуникаций», разработанном РЖД совместно с АНО «Центр обеспечения цифровой трансформации» и утвержденном в этом году. Новый стандарт станет ориентиром для актуализации действующих и разработки новых образовательных стандартов и программ в сфере высшего образования. Это позволит добиться единообразия в подготовке высококвалифицированных специалистов, имеющих именно тот уровень квалификации, который необходим сотрудникам, работающим в области квантовых коммуникаций или являющихся потенциальными пользователями таких технологий.