Лидеры технологической гонки
Как крупнейшие игроки транспортного рынка формируют технологические тренды отрасли
18:42, 19 ноября 2024
Крупнейшие игроки транспортного рынка, в том числе компания «РЖД», формируют технологические тренды отрасли. Это и развитие цифровых пассажирских и клиентских сервисов, и внедрение беспилотных технологий. Главные цифровые достижения в этих и других областях обсудили участники Международного форума «Транспорт России».
Многие отечественные отрасли вовлечены в технологическую гонку, и транспорт – не исключение. «Все страны соревнуются в микроэлектронике, радарах, лидарах, автоматизированном управлении. Все эти технологии применимы и на земле, и в воздухе», – сказал заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов.
Российским транспортным компаниям есть чем похвастаться в этой сфере. Активно внедряются беспилотные технологии. Например, в автономном режиме запущены грузовики КамАЗ и электропоезд «Ласточка». Развиваются цифровые сервисы для пассажиров. Один из них – «Лист ожидания». С его помощью пользователь может встать в электронную очередь, чтобы приобрести билет на поезд, места в котором уже распроданы. Покупка будет доступна, если кто-то отказался от поездки или состав пополнился дополнительными вагонами. С помощью этой услуги уже приобретено более 160 тыс. билетов.
Сейчас в электронном виде оформляется около 80% билетов на поезда. РЖД продолжают внедрять инновационные способы оплаты. В частности, на маршрутах Казани, Калининграда и Нижнего Новгорода тестируется оплата проезда по геолокации с помощью приложения «ПроТранспорт+». Пользователю нужно запустить приложение перед началом поездки и сделать отметку о завершении по ее окончании (местоположение пассажира определяется с помощью Bluetooth-меток на железнодорожных станциях). Система рассчитает стоимость билета и спишет эту сумму с привязанной банковской карты. С помощью новой функции пассажиры совершили 12 тыс. поездок.
Важное направление работы транспортных компаний – применение технологий искусственного интеллекта. Как подчеркнула директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова, сфера транспорта и логистики является одной из передовых по использованию ИИ. Речь идет не только об умном транспорте, но и об умной инфраструктуре и соответствующих сервисах и услугах. Так, в РЖД в настоящее время с использованием ИИ реализуется 28 проектов. Например, технология обработки естественного языка широко используется в службе поддержки внешних и внутренних пользователей РЖД. Голосовые сервисы и умные чат-боты обрабатывают более 50% обращений клиентов и пользователей информационных систем. Тем самым снижается нагрузка на персонал, сокращается время на ожидание ответов.
Сейчас в электронном виде оформляется около 80% билетов на поезда. РЖД продолжают внедрять инновационные способы оплаты.
ИИ-технологии также применяются для фиксации, моментальной обработки и передачи голосовых пометок машиниста в личном кабинете. Это решение облегчает труд машиниста поезда и повышает уровень безопасности.
Нейросети помогают обучать и консультировать персонал. Для этого используется диалоговая система, основанная на моделях машинного обучения с открытым исходным кодом. На ее основе был разработан Интеллектуальный ассистент по нормативной документации.
Еще 50 ИИ-проектов находится в разной степени готовности. Например, разрабатывается чат-бот для адаптации новых сотрудников, а также система по автоматическому стенографированию совещаний.
Сила в единстве
Несмотря на стремление компаний доминировать в конкретных цифровых сферах, для обеспечения технологического суверенитета страны необходима кооперация участников рынка. В частности, при создании конкурентоспособной системы управления ресурсами предприятия (СУР) объединены экспертизы РЖД, компаний «Газпром нефть», Т1, Банка ВТБ. Организацией процесса разработки занимается Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом.
Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин:
«Правительство страны поручило РЖД стать лидером в этой сфере. Мы сейчас параллельно выполняем две важнейшие задачи. Во-первых, переводим Российские железные дороги на отечественную систему управления ресурсами (уже перевели более 161 тыс. пользователей по целому ряду функциональных направлений, до 2028 года полностью завершим этот процесс). Во-вторых, занимаемся формированием стандарта СУР для крупных компаний. Ожидаем, что уже в 2025 году появятся первые модули системы, которые могут быть использованы рынком».
Кроссиндустриальное взаимодействие компаний осуществляется и в рамках Индустриального центра компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений (ИЦК) «Железнодорожный транспорт и логистика». В него, помимо РЖД, входят такие компании и предприятия, как Московский и Петербургский метрополитены, Мострансавто, ГЛОНАСС, Почта России, Сбербанк и другие. Они разрабатывают проекты, которые имеют не только внутрирыночный, но и экспортный потенциал.
В числе таких проектов, например, автоматизированная система «Экспресс» нового поколения. «Мы не только замещаем западные технологии, но и наполняем ее новой уникальной функциональностью. Аналогов ей на мировом транспортном рынке нет. Уже сейчас этой системой успешно пользуются наши коллеги из шести дружественных железнодорожных администраций», – сказал Евгений Чаркин.
Взаимодействие участников перевозочного процесса развивается и в области создания глобального цифрового пространства. Реализуется проект интеграции Государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) и железнодорожной автоматизированной системы «Электронная транспортная накладная» (АС ЭТРАН). К этой работе подключены и системы морских портов. Этот «пилот» может лечь в основу создаваемой сейчас Национальной цифровой транспортно-логистической платформы «ГосЛог», которая призвана обеспечить взаимодействие всех участников процесса перевозки грузов.
Вице-президент по информационным технологиям транспортной группы «Fesco» Дмитрий Суровец:
«”ГосЛог” – это то, что нужно всему рынку. Это прозрачность, новые возможности, новая клиентская база, возможность сделать свои сервисы лучше (в том числе с партнерами, которые, возможно, считались конкурентами)».
Многие транспортные компании сегодня готовы делиться не только технологиями, но и услугами. «Мы имеем огромный опыт в области формирования стратегии цифровой трансформации (уже разработали 36 соответствующих стратегий для «дочек» РЖД), проведения оценок цифровой зрелости компаний и ИТ-аудитов. Мы готовы предоставлять эти услуги коллегам из транспортной и других отраслей, – подчеркнул Евгений Чаркин. – Сейчас самое время объединяться, кооперироваться. У нас мало времени, но много задач. Поэтому нужно работать вместе, тогда все получится быстро и эффективно. И важно понимать, что технологический суверенитет – это уже не тренд, а необходимость».