РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
Как «цифра» защищает животных от выхода на железную дорогу
Тренды

Как «цифра» защищает животных от выхода на железную дорогу

Позаботиться о безопасности помогают нейросети, датчики и акустические системы

17:52, 18 июля 2024

Фото: Анатолий Шулепов/ИД «Гудок»

Обычно, для того, чтобы избежать выхода диких зверей на железнодорожные пути, используются аналоговые решения: строятся специальные мосты и тоннели, заборы. Но на железных дорогах для этих уцелей активно применяют и цифровые решения: искусственный интеллект, Iot. Такие технологии тестируются в России.

Дикие и сельскохозяйственные животные нередко выходят на проезжие пути, включая железную дорогу. Чтобы свести к минимуму такие случаи, различные организации по всему миру разрабатывают и тестируют решения для усиления безопасности.

Мосты и тоннели

Например, строятся специальные ограждения: На линии Санкт-Петербург – Москва в лесных зонах установлены заборы вдоль железнодорожных путей. Они препятствуют проходу кабанов, однако олени и косули могут перепрыгнуть их и выйти на железную дорогу.
Еще одно решение – экодуки: Мосты или тоннели, расположенные вдоль троп по которым ходят животные, оснащены шумозащитными экранами и небольшими искусственными водоемами для питья. Минус этого решения –  высокая цена.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

В тайге работники, занимающиеся ремонтом путей и обслуживанием контактной сети и инфраструктуры, используют ультразвуковые устройства, перцовые или газовые баллончики, сигнальные пистолеты с акустическими капсулами и светошумовые приспособления для отпугивания животных. Однако эффективность этих средств ограничивается короткой дистанцией. что может быть небезопасно для работников.

Акустика и нейросети

Альтернативой аналоговым решениям являются цифровые технологии. Например, акустические системы. На РЖД они применяются с 2010 года. Если раньше основными поставщиками этих систем были зарубежные компании, то теперь производство подобной техники налажено и в России. Например, РЖД тестирует систему «Сирена-5», которая воспроизводит звуки, воспринимаемые хищниками и крупными копытными как угрозу.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

В 2022 году тестовый комплекс «Сирена-5» был установлен на участке Валдай – Дворец Октябрьской железной дороги (ОЖД) на двух зонах безопасности протяжённостью 2 км, а также в зонах оповещения на расстоянии 3–7 км от них. Когда поезд приближается к этим зонам, модуль обнаружения подвижного состава по радиоканалу отправляет команду для воспроизведения отпугивающих звуков.
Для предотвращения выхода стадных домашних животных на пути в тёмное время суток предлагается использовать датчики света и движения. Как только животное достигает опасного участка, автоматически включаются специальные отпугивающие фары.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Безопасность сотрудников РЖД помогут обеспечить инновационные решения на базе нейросетей и искусственного интеллекта. Российская компания NtechLab, занимающаяся системами распознавания лиц, тестирует систему для распознавания диких животных. Эти испытания проводятся в партнёрстве с заповедниками Ханты-Мансийского автономного округа и детским технопарком «Кванториум» в Нефтеюганске. Для обучения нейросети используются различные видеозаписи с бурыми медведями. Система сможет оповещать о появлении диких животных в населённых пунктах и на объектах транспортной инфраструктуры.

Системы датчиков

В Канаде реализуется интересный проект под названием Beardar, предназначенный для обнаружения медведей вблизи населенных пунктов, а также оповещения людей о близком присутствии хищников. Для этой цели используются небольшие автовышки с мачтами, которые осуществляют мониторинг передвижения хищников.

В Индии внедряется проект по предотвращению выхода слонов на железнодорожные пути с использованием инновационных датчиков. Подрядчик Индийских железных дорог Sensonic реализует систему раннего обнаружения животных. Эта система использует технологию распределенного акустического зондирования для прослушивания звуков окружающей среды в зонах, прилегающих к железнодорожным путям. При обнаружении вибрации от приближающихся слонов сигнал передается оптическим каналом диспетчеру, начальникам станций и машинистам локомотивов. Среди возможных мер реагирования — снижение скорости или остановка поезда, вызов обученного персонала для взаимодействия с животными.

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
Ошибка
email
Подписка на новости

РЖД цифровой

Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности