Как превратить данные в работающий актив
В РЖД рассказали о подходах к хранению, управлению и применению данных
21:48, 02 апреля 2024
Согласно исследованию Gartner, 80% компаний, обладающих большими объемами данных, не обрабатывают их и не используют. РЖД обладают одним из самых больших в стране объемом накопленных данных – 39Пб. Это огромный массив информации с глубиной хранения по отдельным показателям до 20 лет. О подходах к хранению, управлению и применению данных на форуме INFO Space рассказал замглавы РЖД Евгений Чаркин.
Хранение. Одна из составляющий этой стратегии – Корпоративная система управления данными (КСУД). Она охватывает все критически важные данные РЖД, необходимые для статистического, бухгалтерского и управленческого учета. Ее важнейшими элементами являются глоссарий бизнес-терминов. Он формирует единую согласованную бизнес-терминологию, правила формирования показателей и информацию о владельцах данных. Сейчас глоссарий содержит более 17 тыс. бизнес-терминов и порядка 48 млн показателей.
Глоссарий содержит более 17 тыс.бизнес-терминов и порядка 48 млн показателей.
Вторым элементом является репозиторий форм и аналитических справок. Он позволяет пользователю ответить на вопрос о том, какие методики и распоряжения необходимо использовать при работе с данными. В «РЖД» уже используется более 260 отчетных статистических форм, в которых отражаются результаты деятельности компании. Третий компонент – банк метаданных, показывающий, в какой системе формируются и публикуются данные.
«Как результат, мы имеем описание метаданных из 40 систем-источников, более 9 тыс. пользователей КСУД, непосредственно работающих с аналитикой. РЖД стала первой госкомпанией, которая реализовала проект по автоматизации процесса обмена информацией с федеральными органами исполнительной власти через Национальную систему управления данными. У нас очень большой опыт в этой сфере, и мы готовы им делиться и с государством, и с бизнесом»,– сказал замглавы РЖД Евгений Чаркин.
Передача. Второй составляющей работы с данными является создание высокоскоростных и защищенных сетей их передачи. В числе реализованных проектов – запуск (в рекордные сроки 2,5 года) магистрального сегмента высокоскоростной технологической сети передачи данных протяженностью 70 тыс. км. Он обеспечил быстрый обмен данными: от Москвы до Владивостока скорость передачи данных возросла в 10 раз. Развернута оптическая магистраль Москва – Хабаровск со скоростью 100 Гбит/с. Ее протяженность достигает 19 тыс. км.
«Мы серьезно рассматриваем проекты беспроводных технологий передачи данных. Один из таких был реализован в прошлом году совместно с ПАО «Ростелеком». Мы развернули первый в стране сегмент сети LTE 450 на направлении между Москвой и Санкт-Петербургом. В рамках проекта было установлено в 72 базовые станции вдоль железнодорожной магистрали», – рассказал Евгений Чаркин.
Также он напомнил, что РЖД реализует в стране проект развития кантовых сетей связи. Сейчас их протяженность превышает 3 тыс. км, охватывая Санкт-Петербург, Москву, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Казань. В этом году к квантовой сети будут присоединены Сочи и Екатеринбург, а ее общая протяженность составит 7 тыс. км.
Сейчас протяженность квантовых сетей в России превышает 3 тыс. км.
Применение. Третья составляющая работы с данными связана с развитием технологий искусственного интеллекта, которые повышают эффективность процессов в компании.
По словам Евгения Чаркина, в компании ведется обучение ИИ предиктивной и предписывающей аналитике. Например, прогнозирование параметров содержания пути с помощью технологий ИИ позволит принимать эффективные решения по ремонту, трудовым и финансовым ресурсам, оптимально планировать работы по содержанию пути.
«На основе имитационного моделирования разрабатывается новый элемент автоматизированной системы построения графиков движения «Эльбрус-М». На базе накопленных данных мы сможем построить модель, которая позволит нам формировать наиболее эффективный график движения»,– рассказал он.