IV Железнодорожный съезд: цифровая трансформация продолжается
За шесть лет РЖД вышла в технологические лидеры в области разработки и внедрения собственного ПО
20:35, 15 декабря 2023
Вектор ИТ-развития РЖД в ближайшие годы будет направлен на разработку и внедрение новых востребованных цифровых решений и увеличение протяженности квантовых сетей. Соответствующие планы компании, а также результаты шестилетней работы отрасли обсудили участники IV Железнодорожного съезда.
Цифровая трансформация РЖД, основанная на преимущественном использовании отечественных ИТ-технологий, стала следствием прямого поручения Президента РФ, данного им по итогам III Железнодорожного съезда, состоявшегося в 2017 году. За шесть лет компания вышла в технологические лидеры в области разработки и внедрения собственного ПО.
Как подчеркнул президент РФ Владимир Путин, выступая на IV Железнодорожном съезде, сегодня железные дороги России представляют собой мощный высокотехнологичный комплекс, один из флагманов экономики по внедрению инноваций и цифровых решений. «При этом упор делается именно на отечественные разработки, на использование российского программного продукта, - отметил президент. - Благодаря новым сервисам фактически ушли в прошлое очереди возле железнодорожных касс. Сегодня три четверти билетов оформляются в онлайн-системе, на интернет-сайте или с помощью мобильного приложения».
«Сегодня можно с уверенностью сказать: с решением поставленных Президентом России задач железнодорожники справились», – подчеркнул первый заместитель председателя Правительства РФ Андрей Белоусов.
По словам генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова, шестилетний период стал прорывным для инженерного корпуса компании. Западные страны, прекратив с Россией технико-технологическое сотрудничество, ускорили процесс импортозамещения в отрасли. Разработчики компании смогли создать продукты, не уступающие, а порой и превышающие по функциональным возможностям зарубежные аналоги.
«Принципиально решены важнейшие задачи внедрения технического зрения, беспилотного вождения, интервального движения, виртуальной сцепки локомотивов», – отметил Олег Белозёров.
Уже в этом году на Транссибе каждый десятый грузовой поезд следует в режиме виртуальной сцепки – эта инновационная технология позволяет сократить интервал между попутно следующими составами за счет обмена по цифровому радиоканалу информацией о режиме движения между локомотивами ведущего и ведомого поездов.
Новые ИТ-решения внедряются и в работе с клиентами компании. По словам президента общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП) Александра Шохина, грузоотправители отмечают повышение качества предоставляемых холдингом услуг. «За последние годы РЖД серьезно изменили принципы работы с грузоотправителями на основе клиентоориентированности и открытости, – подчеркнул Александр Шохин. – Внедряются современные цифровые методы коммуникаций, в частности личный кабинет клиента. Взаимодействие участников перевозочного процесса происходит на основе электронного документооборота, доступен калькулятор стоимости и экологичности перевозки».
Уже в этом году на Транссибе каждый десятый грузовой поезд следует в режиме виртуальной сцепки.
Кроме того, компания активно внедряет отраслевые сервисы. Например, в этом году в цифровом формате на платформе «Мой экспорт» стал доступен сервис по доставке продукции агропромышленного комплекса «Агроэкспресс». Его запустили АО «РЖД Логистика» и Российский экспортный центр. Теперь компания-экспортер может оформить перевозку товара, а также заявку на компенсацию расходов на транспортировку в один клик (больше не нужно собирать и подавать в соответствующие инстанции пакет бумажных документов).
Планируется, что по итогам 2024 года протяженность квантового сегмента будет не менее 7 тыс. км, а к 2030 году – до 15 тыс. км.
Высокий организационный и технологический потенциал ОАО «РЖД» обусловил выбор компании в качестве национального лидера по разработке решений в области квантовых коммуникаций. Сейчас протяженность квантовых сетей компании составляет 3,2 тыс. км. Планируется, что по итогам 2024 года протяженность квантового сегмента будет не менее 7 тыс. км, а к 2030 году – до 15 тыс. км.
«К концу текущего десятилетия квантовая инфраструктура обеспечит такой географический охват, который будет полностью отвечать внутренним потребностям нашей страны, выведет Россию в число мировых лидеров в этой сфере. Очень рассчитываю, что «РЖД», как головная компания по этому стратегическому направлению, в полной мере реализует столь масштабные планы», - рассказал Владимир Путин.
«Мы успешно решаем амбициозную задачу вывода нашей страны в лидеры по этому высокотехнологичному направлению, – подчеркнул Олег Белозёров. – Квантовые коммуникации станут значимой составной частью телекоммуникационной системы железных дорог».
В ближайшей перспективе ИТ-развитие отрасли будет сконцентрировано на появлении новых цифровых продуктов и услуг для клиентов. Кроме того, в целях полного импортозамещения иностранного софта стоит задача по созданию российской ИТ-платформы по управлению ресурсами предприятия. В этом году РЖД инициировали создание национального центра компетенций по импортозамещению систем управления предприятием (АНО «НЦК ИСУ»). Совместно с другими корпорациями в настоящее время разрабатывается отечественная система управления ресурсами предприятия ERP (или СУР), которая призвана автоматизировать бизнес-процессы в сферах финансов, производства, закупок, продаж, HR, маркетинга и других.
По словам председателя Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгения Москвичёва, в ближайшие пять лет также важно объединить усилия транспортных компаний и регулирующих органов в области синхронизации перевозки разных видов грузов всеми видами транспорта. Отдельные решения в этой части уже реализуются: так, в этом году Минтранс и РЖД запустили пилотный проект по электронному оформлению мультимодальных перевозок, состыковав автоматизированную систему «Электронная транспортная накладна» (ЭТРАН) ОАО «РЖД» с государственной информационной системой «Электронные перевозочные документы» (ГИС ЭПД). В перспективе к этой работе будут подключены информационные системы других крупных транспортных компаний.
Среди других ИТ-задач, стоящих перед отраслью, – улучшение сервисов для грузоотправителей и пассажиров, внедрение новых современных цифровых решений, которые повысят качество и безопасность транспортных услуг и обеспечат интермодальность перевозок.
«Совместно мы обеспечим технологическую устойчивость по всем направлениям развития транспорта», – подчеркнул Андрей Белоусов.
По завершении IV Железнодорожного съезда его участники приняли резолюцию, в которой определены приоритеты развития отрасли. В частности, в ней определено, что обеспечение информационной безопасности является безусловным приоритетом деятельности железнодорожного транспорта до 2030 года. Другой приоритет – реализация проектов цифровой трансформации (обеспечение их долгосрочными источниками финансирования), а также замещение российскими аналогами зарубежных цифровых продуктов и программного обеспечения.
Вернуться назад