ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика»: центр импортоопрережения
Какие проекты разрабатывает РЖД в рамках Индустриального центра компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений
20:54, 30 августа 2023
Переход на отечественные ИТ-решения – ключевая задача всех отраслей экономики. Как результат, российским компаниям уже удалось заместить значительную часть зарубежного программного обеспечения.
В лидерах – крупнейшие игроки отраслевых рынков, в том числе ОАО «РЖД».
Правительство поручило создать индустриальные центры компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений (ИЦК) летом прошлого года. Они призваны обеспечить переход ключевых отраслей экономики на отечественные технические решения.
В настоящее время функционируют 35 ИЦК. Их курируют 16 отраслевых комитетов по ключевым секторам промышленности и социальной сферы – от машиностроения, металлургии и электроники до связи, образования, транспорта и экологии.
Министр транспорта Виталий Савельев:
«Минтранс России осуществляет цифровизацию транспорта на уровне лучших мировых трендов и технологий. Мы обладаем колоссальным потенциалом в этой сфере, и я абсолютно уверен, что наши специалисты будут и дальше демонстрировать высокий профессионализм и уровень компетенций».
ИЦК определяют приоритетные направления, виды и классы замещаемого программного обеспечения, а так
же формируют техническиезадания для вендоров на разработку конкретных продуктов под потребности предприятий. «На сегодняшний день российские компании достигли значительных результатов по замещению зарубежного ПО. Наиболее высокие темпы импортозамещения наблюдаются по решениям, обеспечивающим информационную безопасность. Такие решения замещены на 100% либо приближаются к этому показателю. Также быстро совершенствуются и замещают зарубежные аналоги системы видео конференцсвязи. У каждой компании они разные, но все отечественные», – говорит председатель Ассоциации крупнейших потребителей ПО и оборудования Рената Абдулина.
Наиболее высокие темпы импортозамещения – по решениям, обеспечивающим информационную
безопасность
Как рассказал министр транспорта Виталий Савельев в ходе недавнего совещания президента с членами правительства, транспортные компании в ускоренном режиме предприняли меры по переходу на отечественные цифровые решения. Так, в настоящее время отраслевые ИЦК разработали 18 проектов на общую сумму 19,3 млрд руб. Особый акцент в них сделан на повышении конкурентоспособности и привлекательности услуг в сфере перевозок пассажиров и грузов.
Первый блок
В РЖД работа по замещению иностранного софта велась и до создания ИЦК. Компания выполняет соответствующее поручение Президента Владимира Путина, данное по итогам III Железнодорожного съезда в конце 2018 года. Цель этой работы – совершенствование системы управления пассажирскими и грузовыми перевозками, улучшение безопасности движения, обеспечение прозрачности затрат, повышение клиентоориентированности и производительности труда. Полностью от закупки зарубежных ИТ-продуктов компания отказалась в 2022 году. И в соответствии с утвержденной в этом году актуализированной Стратегией цифровой трансформации РЖД, все значимые информационные системы должны быть переведены на импортонезависимые платформы.
Председатель Ассоциации крупнейших потребителей ПО и оборудования Рената Абдулина:
«Компания «РЖД» давно и системно занимается вопросами достижения технологической независимости и является одной из лидирующих российских компаний в сфере перехода на отечественные программные продукты. Компания самостоятельно создает отечественные продукты, которые по своему функционалу значительно превосходят зарубежные аналоги. В этом случае речь идет не просто об импортозамещении, а про импортоопережение».
Стратегия цифровой трансформации РЖД логически увязана с деятельностью ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика». Компания взяла в разработку рекордное число ИТ-проектов – восемь (от покупки билетов до ремонта вагонов). Все они утверждены отраслевым комитетом и реализуются за счет собственных средств холдинга. Это ключевые железнодорожные информационные системы в области управления движением, пассажирским и инфраструктурным комплексами.
В первую очередь компания нацелена на перевод на отечественные решения значимых объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ). Напомним: в связи с событиями последнего времени и высоким риском киберугроз переход на использование российских ИT-платфор и ПО на объектах КИИ компании должны завершить к 2025 году (в соответствии с требованиями Указа Президента РФ №166 и ФЗ-187). Большинство проектов РЖД, реализуемых в ИЦК, находятся в высокой степени готовности. Например, завершен перевод на импортонезависимую платформу АС «ЭТРАН» НП. Сервис уже внесен в реестр отечественного ПО.
Проекты РЖД в ИЦК:
- система продажи железнодорожных билетов и управления пассажирским комплексом «АСУ «Экспресс» нового поколения
- система управления инфраструктурой (ЕАМ)
- программный комплекс для моделирования и прогнозирования пассажиропотоков
- автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП)
- единая система пономерного учета локомотивов (ЕС ПУЛ)
- единая информационная система управления вагонным хозяйством на основе экономических критериев в части управления плановыми видами ремонта грузовых вагонов
- единая информационная система управления вагонным хозяйством на основе экономических критериев
В РЖД рассчитывают, что применение отечественных технологий позволит обеспечить получение достоверной информации в режиме реального времени о состоянии перевозочного процесса, производственных объектов и ремонтных работ, автоматизировать рутинные операции и оперативно принимать управленческие решения на качественно новом уровне.
Внедрение проектов позволит сократить срок вывода новых продуктов, не имеющих аналогов за рубежом. Например, отечественная система «АСУ «Экспресс» НП, позволяющая реализовать информационно -справочное обслуживание пассажиров, сбыт услуг железнодорожного транспорта, организацию перевозок багажа, грузобагажа и почты, а также управление эксплуатацией и ремонтом пассажирских вагонов, будет полностью запущена уже в следующем году.
«Важно отметить, что наша работа по переводу систем на отечественный софт не сводится только к замене импортных решений. У наших проектов появляется новый функционал, аналогов которого нет за рубежом, – подчеркнул заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин. – По функциональным возможностям система «Экспресс» опережает конкурентные системы зарубежных производителей. То есть, мы работаем на импортоопережение». Например, в результате доработки и перевода на отечественную платформу АС «ЭТРАН» НП будет улучшен ее функциональный ландшафт. В частности, система станет доступна для использования на мобильных устройствах.
Участники ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика»:
◆ РЖД ◆ Московский метрополитен ◆ Петербургский метрополитен ◆ «Мострансавто» ◆«Автодор»
◆ ГЛОНАСС ◆ «Русатом Карго» ◆ Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта
◆ «Почта России» ◆ Сбербанк ◆ «СберТройка»
Еще одно конкурентное преимущество отраслевого российского ПО – возможность оптимизации эксплуатационных расходов. Например, ожидается, что в результате внедрения отечественного программного комплекса для моделирования и прогнозирования пассажиропотоков ежегодная экономия инвестиционных затрат составит 30–50 млрд рублей, а ежегодный прирост выручки за счет оптимизации тарифов достигнет 7–10 млрд руб.
Благодаря переводу на импортонезависимую платформу АС «ЭТРАН» НП снижение затрат на трехлетнем горизонте составит 560 млн руб. на поддержку серверного оборудования и системного программного обеспечения.
В результате внедрения отечественного программного комплекса для моделирования и прогнозирования пассажиропотоков ежегодная экономия инвестиционных затрат составит 30-50 млрд руб.
Техника взаимодействия
В появлении оптимальных и стабильных маршрутов для оперативной доставки грузов клиентам заинтересованы не только перевозчики. Сегодня в единый технологический процесс интегрирована работа автомобильного и железнодорожного транспорта, терминалов и станций, а также логистических центров. Ключевые игроки транспортной и смежных отраслей взаимодействуют в рамках ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика».
У некоторых из них уже есть совместные проекты. Например, «РЖД Логистика» (дочернее общество РЖД) и «Почта России» разрабатывают новые сервисы для доставки международных почтовых отправлений и сборных грузов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы в почтовых и багажных вагонах. Соглашение об этом партнеры заключили на полях Восточного экономического форума в прошлом году. В рамках ИЦК партнеры будут использовать коллективные наработки для создания программного обеспечения, имеющего как отраслевую специфику, так и общую направленность. В частности, Петербургский метрополитен заинтересован в развитии проекта РЖД по созданию импортонезависимой системы управления транспортной инфраструктурой (EAM). Ее использование позволит повысить производительность труда за счет снижения операционных потерь, сократить накладные расходы, улучшить качество выполнения работ.
Особое внимание участники ИЦК уделяют интеграции своих электронных систем. Это делается для того, чтобы наладить устойчивое цифровое взаимодействие и дать новый импульс развитию мультимодальных перевозок.
Отраслевые ИЦК разработали 18 проектов на общую сумму 19,3 млрд руб.
Так, проект РЖД по переводу автоматизированной системы централизованной подготовки и оформления перевозочных документов «ЭТРАН» на импортонезависимую платформу заинтересовал Минтранс. В результате до конца этого года компания и министерство реализуют пилотный проект по стыковке системы «ЭТРАН» с государственной информационной системой электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). В перспективе к проекту присоединятся информационные системы морского и речного транспорта. «Большинство компаний транспортной отрасли возлагают большие надежды, что внедрение единых стандартов для цифрового оформления перевозочных документов позволит усовершенствовать качество мультимодальных сервисов и существенно увеличить скорость доставки грузов», – уверена директор по международному сотрудничеству и GR FESCO Светлана Прусова.
Взаимодействие между компаниями – участницами ИЦК не ограничивается отбором и реализацией проектов. Так, недавно был организован семинар по обмену опытом импортозамещения и готовыми цифровыми решениями. Такие мероприятия будут проводиться и в дальнейшем. Также в планах – демодни, посвященные проектам центра компетенций.
Заместитель генерального директора ОАО «РЖД»Евгений Чаркин:
«В рамках ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика» мы не просто реализуем проекты, а стремимся обменяться опытом с другими ИЦК и другими компаниями, чтобы укрепить позиции отрасли. Часть предложенных проектов предполагает в качестве функциональных заказчиков компании логистической отрасли, не входящие в состав ИЦК. Поэтому сейчас мы прорабатываем механизм взаимодействия с этими компаниями»
Следующий шаг
В этом году должна быть запущена вторая волна проектов ИЦК. Для этого Министерство цифрового развития совместно с отраслевыми ведомствами организует работу по формированию перечней типовых объектов критической информационной инфраструктуры. Прежде всего внимание уделят средствам управления жизненным циклом изделия, инструментам инженерного анализа, системам управления производством, цифровому проектированию. Также акцент сделают на разработке отечественного софта для информационного моделирования объектов строительства в различных отраслях экономики и проектов по созданию комплексных программно аппаратных решений, которые могут использоваться в промышленной инфраструктуре. ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика» активно включился в эту работу. Так, уже предварительно отобрано несколько новых проектов, часть из которых предложили РЖД. «ИЦК может стать консолидированным заказчиком отраслевых решений на базе искусственного интеллекта», – подчеркнул Евгений Чаркин.