Иностранный софт вытесняют с опережением
Как происходит переход на отечественное ПО в РЖД
17:50, 25 октября 2023
Импортозамещение иностранного софта продолжается во всех отраслях экономики. Многие цифровые решения российских компаний уже применяются на практике или находятся на завершающей стадии разработки. РЖД проводит системную работу по обеспечению технологического суверенитета компании, причем как в производственной, так и в управленческой сферах. Как происходит этот переход на отечественное ПО в холдинге и какие инструменты для этого применяются, рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин на заседании в Совете Федерации РФ.
По подсчетам Минцифры, доля иностранных ИТ-решений в России неуклонно снижается. Сейчас она составляет около 50%. Работа по импортозамещению в ключевых отраслях экономики ведется в индустриальных центрах компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений (ИЦК). Изначально их участники запланировали срок перехода на большинство отечественных систем к 2025 году, но многие проекты реализуются с опережением графика.
Так, два проекта ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика», курируемые РЖД, находятся в высокой степени готовности. Система «Электронная транспортная накладная» нового поколения» («ЭТРАН НП») уже включена в реестр отечественного ПО. Более 900 ее модулей переведены на российские решения. Ведется работа по совмещению «ЭТРАН» с государственной информационной системой «Электронные перевозочные документы» (ГИС ЭПД) и аналогичными системами крупных транспортных компаний. Также на отечественный софт переведена система управления резервированием мест и билетно-кассовыми операциями нового поколения (АСУ «Экспресс НП»), через которую ежегодно оформляется более 1 млрд поездок. Функционал системы расширен за счет возможности оформления мультимодальных и туристических поездок, а также дополнительных услуг в виде бронирования гостиниц и экскурсий.
«Оба проекта не имеют аналогов в мире. По функционалу они гораздо более богатые, чем существующие решения на рынке. Это принципиальный для нас момент», – сказал Евгений Чаркин на заседании круглого стола «Тестирование российских цифровых продуктов и платформ потребителями: вопросы совместимости и возможности оптимизации» в Совфеде РФ.
Выходя за рамки работы ИЦК, в этом году РЖД дополнительно инициировали создание Национального центра компетенций по импортозамещению систем управления предприятием (АНО «НЦК ИСУ»). Совместно с другими корпорациями в настоящее время разрабатывается отечественная система управления ресурсами предприятия ERP (или СУР), которая призвана автоматизировать бизнес-процессы в сферах финансов, производства, закупок, продаж, HR, маркетинга и других.
Чтобы не отставать от заданных темпов развития отечественного программного обеспечения, необходимо избежать дублирования разрабатываемых решений и улучшить потенциал ИТ-проектов.
«На рынке нет готовых решений в области управления ресурсами предприятия, которые бы удовлетворяли потребностям крупных компаний. Национальный центр компетенций по импортозамещению систем управления предприятием призван решить вопросы цифровой трансформации государственных корпораций на отечественных разработках в части систем класса ERP», – сказал Евгений Чаркин.
В настоящее время уже разработаны требования к СУР-системе, дорожная карта, подписано соглашение с компанией-вендором 1С, определены сроки разработки.
На отечественную платформу 1С в РЖД уже переведена часть функционала системы цифрового казначейства, АС «Закупки» и АС «Договоры» и другие функции. Всего там работают более 84 тыс. пользователей, подчеркнул Евгений Чаркин.
«На рынке нет готовых решений в области управления ресурсами предприятия, которые бы удовлетворяли потребностям крупных компаний»
«Также мы проанализировали наши восемь проектов первой волны и выявили четыре проекта, которые имеют потенциал внедрения технологий искусственного интеллекта: моделирование перевозочного процесса, управления движением, создание предиктивных моделей для обслуживания инфраструктуры и подвижного состава», – отметил Евгений Чаркин.
Кроме того, организовано переобучение железнодорожников работе на 1С на базе Центра цифровых компетенций РЖД (функционирует на федеральной территории «Сириус»). До конца года число переученных разработчиков там достигнет 450.
В планах компании – замена зарубежных систем управления базами данных в автоматизированных системах на отечественное ПО, а также закупка лицензий отечественного офисного пакета. Кроме того, продолжится работа в рамках профильного ИЦК.
Высокая динамика перехода на отечественные системы отмечается в других отраслях. Например, «Росатом» с ведущими индустриальным партнерами в рамках работы ИЦК «Строительство» уже обеспечил отрасль промышленного строительства комплектом программного обеспечения в сфере информационного моделирования.
«Мы говорим о широком классе решений – это технологии, связанные с системами управления имущественными активами, проектной информацией, инженерными данными и другим. Всего же мы работаем по девяти проектам, восемь из которых – межотраслевые», – рассказал директор по информационным технологиям госкорпорации «Росатом» Евгений Абакумов.
Чтобы не отставать от заданных темпов развития отечественного программного обеспечения, необходимо избежать дублирования разрабатываемых решений и улучшить потенциал ИТ-проектов.
«Наше ключевое предложение – синхронизация целевых показателей перехода на отечественное ПО, которые устанавливаются для госкомпаний, со сроками готовности зрелых ИТ-решений», – подчеркнула председатель Ассоциации крупнейших потребителей программного обеспечения и оборудования Рената Абдулина.