Этика цифровизации
В новых экономических и политических условиях цифровизация – необходимое условие сохранения компаниями лидирующих позиций на рынке.
22:30, 13 июля 2023
Сегодня крупные компании стоят перед выбором: повсеместно цифровизировать бизнес, следуя современным трендам, или сдерживать IT-развитие, просчитывая возможные риски. Одна из таких угроз – негативное восприятие работы искусственного интеллекта сотрудниками и клиентами. Многие из них не доверяют AI. Как эту проблему решают в ОАО «РЖД», рассказал заместитель генерального директора компании Евгений Чаркин в ходе сессии «Этика цифрового мира: старые утопии в новом свете» Форума будущих технологий.
Ключевые игроки ежегодно повышают уровень цифровизации бизнеса. Например, в 2021 году, по результатам оценки консалтингового агентства Gartner, цифровая зрелость компании «РЖД» достигла 3,94 балла из 5 возможных. В прошлом году исследование провели уже эксперты-железнодорожники, и этот показатель вырос еще на 0,1 балла.
«Мы уже перешагнули порог глобальных цифровых лидеров», – подчеркнул Евгений Чаркин.
Достижению такого результата способствует системная работа РЖД по цифровизации внутренних процессов, а также участие в государственных и межотраслевых проектах. В первую очередь речь идет о выстраивании системы обмена данными между компаниями. Так, ОАО «РЖД» одним из первых создало собственную витрину данных в Национальной системе управления данными, через которую осуществляется взаимодействие с Пенсионным фондом России (ПФР). В результате РЖД и ПФР обработали почти 108 тыс. обращений по Крайнему Северу.
Кроме того, компания реализует Стратегию цифровой трансформации. Документ ориентирован на создание и внедрение отечественного софта, а также развитие цифровых сервисов для железнодорожников и клиентов. Его реализация уже дала свои результаты: в прошлом году более 74% билетов на поезда дальнего следования пассажиры оформили в электронном виде (для сравнения: по итогам 2020 года этот показатель составил 63%). И технически компания готова полностью перейти на электронную продажу билетов. Однако этический вопрос здесь выходит на первый план в первую очередь потому, что не все могут в силу разных причин приобрести электронный билет. И возможность приобрести билет в кассе должна оставаться.
Внутри компании искусственного и одномоментного перевода работников на «цифру» также не планируется. Сейчас стоит задача помочь работникам адаптироваться в цифровой среде, научить их не бояться технологий и эффективно использовать их в своих повседневных рабочих процессах.
«В этом контексте на первый план выходит развитие цифровой культуры, что чуть ли не важнее внедрения технологий», - отметил Евгений Чаркин.
Работа по цифровому обучению проводится системно. В этот процесс вовлечены все сотрудники, помощь которым оказывают руководители подразделений, специалисты по работе с цифровыми технологиями, бизнес-аналитики, продуктовые команды.
Отдельные программы обучения ведутся по направлениям «Дизайн-мышление», Big Data, внедрению методики Agile. Действует система дистанционного обучения, на базе которой в открытом доступе размещено более 700 курсов, в том числе по IT-направлению. Успешно функционирует Центр цифровых компетенций, созданный на базе Сочинского филиала Отраслевого центра разработки и внедрения информационных систем ОАО «РЖД». В нем осуществляется обучение и переобучение IT-специалистов.
«Цифровые компетенции у нас «вшиты» в модель общекорпоративных компетенций. Поэтому каждый сотрудник обязан получить от нас как от работодателя навыки работы с цифровыми инструментами. Во многом благодаря этому мы добиваемся успеха в области цифровизации», – рассказал Евгений Чаркин.