РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
Досмотр грузовых вагонов перешел на «цифру»
Тренды

Досмотр грузовых вагонов перешел на «цифру»

Как нейросети, видеоаналитика и искусственный интеллект помогают ускорить процессы работы с грузами

16:54, 27 августа 2024

Фото: Shutterstock/FOTODOM

Досмотр грузовых вагонов — это сложная и трудоемкая задача. В связи с этим в мире разрабатываются все больше решений, направленных на минимизацию участия человека в этом процессе. В помощь перевозчикам приходят нейросети, видеоаналитика и искусственный интеллект. Современные досмотровые комплексы интегрированы с ИТ-системами железнодорожных операторов, что позволяет оценивать габариты грузов, отслеживать отправленные и доставленные вагоны, а также снижать время простоя и решать другие задачи.
Рост объемов перевозок вызвал необходимость улучшения процессов досмотра, что привело к внедрению цифровых сервисов на железных дорогах России еще в 2000-х годах. Переход от ручного осмотра к использованию высокотехнологичных решений был обусловлен стремлением повысить пропускную способность магистралей.

Фото: Виктор Толочко/Sputnik/РИА Новости
Фото: Виктор Толочко/Sputnik/РИА Новости

Первые системы коммерческого досмотра вагонов представляли собой габаритные ворота, оснащенные оптическими датчиками и камерами. Процесс проверки осуществлялся на скорости от 15 до 70 км/ч, в зависимости от типа оборудования. Поезда проходили через эти ворота без остановки, и если оператор замечал отклонения от нормы на мониторе, по соответствующему вагону или цистерне составлялись замечания. В случае серьезных нарушений вагон отцепляли и заменяли на исправный.
Все записи процесса досмотра сохранялись в видеоархиве, что позволяло отслеживать вагоны и цистерны с незначительными замечаниями по эксплуатации.

С развитием технологий процесс коммерческого осмотра вагонов также претерпел значительные изменения.

Некоторые современные решения позволяют при проверке подвижного состава формировать трехмерные модели вагонов. В случае выявления нарушений, проблемные участки на модели автоматически подсвечиваются красным цветом. Это позволяет операторам увеличивать 3D-модели и перепроверять результаты работы автоматизированных систем, поскольку искусственный интеллект, нейросети и видеоаналитические системы не всегда обеспечивают стопроцентную точность.

Некоторые современные решения позволяют при проверке подвижного состава формировать трехмерные модели вагонов.

Теперь нейросети активно используются для обнаружения нарушений габаритов вагонов и неравномерного распределения нагрузки. Например, если вагон перегружен или его центр тяжести смещен, что может представлять опасность при транспортировке, оператор получает соответствующее уведомление. Нейросети способны определить, насколько груз соответствует габаритам транспортного средства. Если вагон, например, перегружен бревнами или углем, искусственный интеллект фиксирует это и направляет предупреждение оператору.
Кроме того, нейросети используются для проверки состояния креплений люков цистерн, крыш и бортов вагонов, а также для оценки надежности креплений груза в открытых вагонах. Эти технологии значительно повышают безопасность и эффективность коммерческого осмотра подвижного состава, минимизируя риски и исключая человеческий фактор.

Для проверки подвижного состава также используются специальные рентгеновские сканеры.

Сканеры и технологии анализа рентгеновских изображений автоматически выявляют и «подсвечивают» потенциально опасные посторонние объекты или следы вмешательства в конструкцию грузовых вагонов. Такой подход позволяет избежать необходимости ручной проверки содержимого транспортных средств или частичной разгрузки вагонов, значительно ускоряя процесс досмотра.
Технологии бесконтактного осмотра также применяются для мультимодальных перевозок, таких как транспортировка железнодорожных контейнеров грузовиками через границу. В России уже установлено более 30 инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) на государственной границе. Эти системы позволяют транспортным средствам проходить проверку без остановки, что сокращает время досмотра грузов до нескольких минут.

Фото: Пресс-служба ОЖД
Фото: Пресс-служба ОЖД

Стационарные железнодорожные комплексы способны сканировать и автоматически идентифицировать незаявленные к перевозке объекты в вагонах или контейнерах на скорости до 70 км/ч без необходимости останавливать состав. Такое оборудование буквально «видит» сквозь преграды, обнаруживая запрещенные грузы любого размера. Как отметил директор по особым поручениям Госкорпорации «Ростех» Александр Попов, ИДК за несколько минут создает рентгеновские изображения, способные выявить даже миниатюрные тайники и скрытые вложения, даже если вагон или контейнер перевозят десятки тонн груза.
Эти достижения становятся возможными благодаря технологиям, которые позволяют просматривать стальные борта толщиной до 40 см. Результирующее изображение не только выявляет незадекларированные вещества, такие как наркотики, взрывчатку или боеприпасы, но и определяет их состав.

В России уже установлено более 30 инспекционно-досмотровых комплексов на государственной границе.

Кроме того, в последнее время уделяется особое внимание проверке днища вагонов на наличие нештатных устройств и запрещенных грузов. Для этого между рельсами устанавливаются компоненты системы и сканеры, которые в течение нескольких секунд после проезда поезда сравнивают полученные изображения с эталонными данными из базы. Изображение подвижного состава выводится на монитор, при этом любые конструктивные изменения и посторонние предметы автоматически подсвечиваются красным цветом.

В России компании активно занимаются разработкой и внедрением передовых технологий для досмотра вагонов.

Например, такие системы предлагают компании, как «РТК», «Алгонт», «АРСИС», «Скантроник Системс» и другие поставщики.
Подобные решения также широко применяются по всему миру, так как нагрузка на железнодорожные магистрали продолжает расти. Это связано с тем, что морские перевозки в некоторых регионах стали менее безопасными, а введённые санкции ограничили возможности пролета зарубежных самолетов над территорией России, так же как и российских авиакомпаний над территорией недружественных стран. В результате мультимодальные и железнодорожные перевозки стали пользоваться повышенным спросом.

Фото: Максим Каширин/Пресс-служба ОАО «РЖД»
Фото: Максим Каширин/Пресс-служба ОАО «РЖД»

Процесс досмотра вагонов в его современном виде обладает огромным потенциалом. Эксперты отмечают, что совершенствование и цифровизация этих процессов значительно повышают показатели пропускной способности и эффективности железнодорожного транспорта.
Ханс-Юрген Вайдеманн, технический директор компании CargoBeamer, подчеркивал важность цифрового досмотра вагонов для повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта по сравнению с автомобильным. Он отметил, что в среднесрочной перспективе цель состоит в том, чтобы сократить время техосмотра вагонов до менее чем 60 минут вместо нескольких часов, что станет важным шагом на пути к увеличению эффективности железнодорожных перевозок.

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
Ошибка
email
Подписка на новости

РЖД цифровой

Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности