Проекты
21 декабря 2022 (20:37)
Связанные статьи
Проекты
21 декабря 2022 (20:37)
Связанные статьи
Содержание
Содержание

Тренды

РЖД и Дальневосточное морское пароходство (транспортная группа Fesco) договорились использовать смарт-контракты при организации грузовых перевозок. Для пилотного проекта выбран маршрут Владивостокский морской торговый порт – станция Санкт-Петербург-Финляндский. Компании создали совместную рабочую группу, чтобы разработать продукционные правила, в которых опишут алгоритм смарт-контракта.

Технология

Смарт-контракт

Смарт-контракт – это электронный договор, заключенный с помощью криптографических протоколов и других механизмов цифровой безопасности. Сегодня он реализуются на платформах блокчейн (распределенных реестров).

Технология помогает организовать обмен информацией в многосторонних бизнес-процессах, использовать общие для всех участников принципы подтверждения и хранения данных об операциях. Неограниченное число контрагентов получает возможность обмениваться и обрабатывать big data из разных источников. Потенциал технологии распределенных реестров позволяет исключить искажения при обмене информацией между участниками перевозок, а также подделку документации.

При заключении и исполнении смарт-контракта применяется программный код для автоматизации задач. Это исключает ошибки, которые происходят при заполнении документов живыми людьми, экономится время на проверке данных и оформлении.

Смарт-контракты дают возможность автоматически отслеживать исполнение обязательств контрагентами в онлайн-режиме, проводить финансовые транзакции и контролировать надлежащее исполнений условий договора. Скорость получения информации ускоряется.

Реализация

Подготовка

РЖД тестирует потенциал смарт-контрактов уже на протяжении нескольких лет.

В 2018 году прошла интеграция платформы блокчейн с корпоративными автоматизированными системами РЖД. Была составлена схема действий и модель получения первичных данных.

Использовалась сеть на платформе открытого проекта Hyperledger. Hyperledger – это платформа для разработки приложений и специализированных бизнес-решений на основе блокчейна с открытым исходным кодом. Она создана консорциумом Linux. В тестировании платформы Hyperledger участвовали более 120 участников процесса перевозки. Эту платформу РЖД ранее использовала в проекте по созданию доверенной среды среди поставщиков колесных пар. Была создана система по отслеживанию полного жизненного цикла данной продукции. Успех эксперимента стал одним из аргументов в пользу выбора Hyperledger.

Первый тест

В 2018 году смарт-контракты на основе блокчейна впервые протестировали при перевозке грузов в контейнерном поезде на Октябрьской железной дороге.

Чтобы оценить потенциал решения при организации мультимодальных перевозок, платформу подключили к информационным системам внешних компаний – морского порта Санкт-Петербург и экспедиторской компании «Модуль». На начальном этапе при заключении смарт-контракта обрабатывались результаты порядка 30 грузовых железнодорожных операций.


Данные приходили на платформу распределенного реестра данных с информационных систем РЖД, в том числе с ЭТРАН (электронной транспортной накладной). Операции отправления и прибытия поезда автоматически поступали на блокчейн-платформу с GPS-датчиков, установленных на проездах.

Первые перевозки контейнеров прошли с железнодорожной станции Предпортовая до портовых станций Автово и Новый Порт. Грузоотправитель формировал заявку ГУ-12, которая поступала в АС ЭТРАН и принималась в работу. Датчики фиксировали в режиме онлайн временные параметры поездных операций, которые вместе с данными информационных систем РЖД поступали в распределенный реестр.

За первые два месяца прошло порядка 40 тестовых перевозок, и большая часть была успешной: итоговые данные, отраженные на платформе распределенного реестра, совпадали с параметрами, зафиксированными в смарт-контракте.

Отклонения в исполнении смарт-контрактов были вызваны двумя категориями причин:

  • необходимостью дополнительной настройки программного обеспечения
  • ошибками при организации перевозок (несвоевременным подходом подвижного состава, неправильным порядком технологических операций).
  • Сбои и ошибки, обнаруженные при тестовых заездах, устранили.

Развитие

В 2019 году число технологических операций, поддерживаемых при исполнении смарт-контракта, расширилось и превысило число 40. В то же время был решен вопрос синхронного одинакового отображения информации о процессе доставки у всех участников смарт-контракта.

В июле 2019 года корректность отражения новых операций смарт-контрактом протестировали между станциями Предпортовая и Новый Порт.

В 2020 году с использованием смарт-контрактов организовали сопровождение контейнерных поездов на маршрутах Предпортовая – Автово, Нигозеро – Новый Порт, Нигозеро – Автово, Питкяранта – Новый Порт.

Перспективы

Подписанное соглашение между РЖД и группой Fesco – часть глобального проекта РЖД по внедрению смарт-контрактов. В середине 2021 года он уже охватил 9 железных дорог и 16 маршрутов. Круг партнеров, вовлеченных в проект, постоянно расширяется. Использовать совместно с РЖД смарт-контракт скоро будет компания «КуйбышевАзот». Технологию применят для перевозки грузов по Северо-Кавказской железной дороге.

Функционал смарт-контракта, разработанного в РЖД, уже позволяет отслеживать более чем 60 технологических операций. В их числе – процессы, предполагающие возникновение финансовой ответственности между сторонами либо определяющие объем обязательств. Это позволяет вести взаиморасчеты с помощью смарт-контракта. Все данные отображаются по ходу перевозки на блокчейн-платформе. Количество терминалов, технологическое оснащение которых позволяет участвовать в проекте, также увеличивается. Программное обеспечение доработают, и возможности смарт-контракта расширятся. Он станет функционировать в автоматическом режиме, будет самоисполняемым.

Полная адаптация технологии смарт-контрактов под решение задач, необходимых для организации мультимодальных грузовых перевозок, завершится до 2025 года.

Результаты

Смарт-контракты удешевляют процессы, связанные с перевозкой. Прозрачность операций позволяет сократить почти до нуля расходы на претенциозную работу, взыскание штрафов, судебные издержки. Из сделки почти полностью устраняются такие третьи стороны, как нотариусы и адвокаты, посредники.

Через несколько лет функционал смарт-контракта позволит безакцептно списывать со счетов участников платежи и штрафы, если условия договора соблюдены.

Сдерживающий фактор

Широкое распространение смарт-контрактов в России сдерживает отсутствие нормативной базы. Скорее всего, порядок заключения и использования таких договоров в ближайшие несколько лет регламентируют. Решение юридических вопросов ускорит широкое распространение смарт-контрактов в международной торговле. Сейчас технология востребована для организации перевозок на трансграничных маршрутах, в том числе между Китаем Европой.

Преимущества смарт-контракта

Автономность

Непрерывный доступ к актуальным данным

Пунктуальность

Снижение финансовых расходов


Смарт-контракт




Скорость оформления

Безопасность

Создание доверительной атмосферы


Как работает блокчейн

1

Запрос транзакции пользователем


2

Создание записи о транзакции в отдельном блоке


3

Передача информации о транзакции по всей сети


4

Подтверждение записи о транзакции во всех узлах сети


5

Добавление блока с записью о транзакции в сеть


6

Исполнение транзакции

Как выстраивается доверенная среда

Благодаря внедрению технологии распределенного реестра происходит активное формирование доверенной среды и доверительных отношений между РЖД и партнерами холдинга. С помощью возможностей блокчейна и смарт-контрактов выстраивается доверенная среда при работе с сервисными компаниями в области локомотивного хозяйства, производителями железнодорожной техники. Эти технологии используются в процессе оказания логистических услуг при взаимодействии с грузоотправителями и партнерами – другими транспортными компаниями. Одно из технологических преимуществ блокчейна и смарт-контрактов – любое изменение данных в системе не остается незамеченным. Блокчейн делает прозрачными различные ситуации и процесс принятия решений при их разрешении.

Фото: Shutterstock/FOTODOM

Проекты
21 декабря 2022 (20:37)
Вернуться назад
Поделиться >

Журналы

Новости

В раздел
В поездах вскоре может появиться высокоскоростной интернет

Пилотный проект планируется запустить уже в следующем году

16 июня 2025
РЖД отправили первый контейнерный поезд, оформленный в цифровом формате

Перевозка выполнена с использованием сервиса «ИНТЕРТРАН»

06 июня 2025
Внедрение системы «Автомашинист» планируется с 2026 года

Проект успешно протестирован на маневровых локомотивах

06 июня 2025
В рамках проекта «Цифровая железнодорожная станция» внедряются роботизация и умные системы управления перевозками

Отработанная в рамках «пилота» технология может быть тиражирована на всю сеть

06 июня 2025

Важное

Грузоперевозкам добавят удобства
09 июня 2025
Новые возможности
27 мая 2025
Облака объединяют
26 мая 2025