Блокчейн (распределенные реестры) – непрерывная последовательная цепочка блоков, содержащих информацию. Связь между блоками обеспечивается не только нумерацией, но и тем, что каждый блок содержит свою собственную хеш-сумму и хеш-сумму предыдущего блока. Изменение любой информации в блоке изменит его хеш-сумму.
Как следствие, технология распределенных реестров создает необходимое доверие, что позволяет использовать систему на базе блокчейн для взаиморасчетов между участниками процесса.
Технология распределенного реестра используется для организации обмена информацией, как правило, в многосторонних бизнес-процессах, там, где есть необходимость передавать и обрабатывать данные между несколькими организациями, состав которых меняется, собрать big data из разных источников, где они по-разному структурированы и обработаны, ничего не потерять при выгрузке.
Организация современной логистики невозможна без применения блокчейн. ОАО «РЖД» самостоятельно инициирует проекты по использованию технологии распределенного реестра, а также объединяет усилия с партнерами. Так, в 2020 году компания заключила соглашение с датским оператором Maersk о взаимодействии в области развития цифровых сервисов для транзитных мультимодальных перевозок с использованием блокчейна.
Сервисы контроля жизненного цикла рельсовой продукции на базе блокчейна.
Создание единого информационного пространства между участниками процессов жизненного цикла рельсов, формирование доверенной среды и обеспечение хранения актуальной информации о характеристиках и состоянии рельсов на различных этапах жизненного цикла.
Реализуется совместно с компаниями «Мечел-Сталь», «Евраз ЗСМК», «РСП-М» и предполагает взаимный обмен данными между всеми участниками проекта, пока в рамках опытной эксплуатации.
ОАО «РЖД» реализовало на Октябрьской железной дороге пилотный проект по внедрению смарт-контракта, который обеспечивает договорное сопровождение транспортно-логистической деятельности в рамках норм цифрового права. Такой контракт считается автоматически исполненным, когда выполнены все его условия: груз перевезен, деньги перечислены, а участники не имеют друг к другу претензий.
Смарт-контракт составляется в цифровом виде, это некий компьютерный алгоритм, описывающий условия сделки. Его задача – исключить человеческий фактор при расчете стоимости, например, сервисного обслуживания железнодорожных локомотивов или грузоперевозки. Также смарт-контракт должен обеспечить объективные оценки качества проведения сервисных работ, облегчить распределение ответственности между всеми участниками.
Фото: Shutterstock/FOTODOM
ГИС ЭПД станет основой Национальной цифровой транспортно-логистической платформы
Его протяженность составит 129 километров
На базе мессенджера функционирует Единая корпоративная система обмена сообщениями в РЖД
Проект выведет транспортную отрасль на новый уровень технологического развития