РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
Блокчейн создает доверенную среду
Проекты

Блокчейн создает доверенную среду

На базе блокчейна холдинг РЖД создал сервис мониторинга смарт-контрактов грузовых перевозок на платформе «Распределенный реестр данных»

10:11, 28 апреля 2023

Содержание
Содержание

«Распределенный реестр данных» (РРД ГП) интегрирован с десятком корпоративных информационных систем холдинга «РЖД». В этом году смарт-контракт планируется распространить на новые операции и процессы. Среди них – эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, резервирование вагоно-мест и доставка грузов и порожних вагонов по расписанию, размещение подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования (в перевозочном процессе) и многие другие. К 2025 году сервис будет доступен на всей сети железных дорог.  

Блокчейн в прицепе

Взаимоотношения клиентов в российской экономике переходят в цифровой формат. Однако человеческий фактор до сих пор оказывает серьезное влияние на договорные отношения. Между участниками контракта то и дело возникают финансовые споры, на решение которых уходит много времени. Для исключения разногласий используются смарт-контракты на блокчейн, благодаря чему цепочку данных невозможно изменить, а любое изменение отображается в системе. Таким образом создается доверенная среда.

РЖД с 2019 года внедряет блокчейн с использованием открытой платформы Hyperledger Fabric для сервиса мониторинга смарт-контрактов грузовых перевозок. Инициатором проекта стал Департамент информатизации холдинга при участии специалистов Октябрьской железной дороги (ОЖД).

На ОЖД провели пилотный проект, в котором участвовали крупные клиенты. Пилотный запуск осуществлялся на мощностях структурного подразделения ГВЦ ОАО «РЖД». На реальных перевозках в рамках тестирования было зафиксировано серьезное потребление ресурсов, превышающее предварительные расчеты. Также эксперты выявили ряд дополнительных ограничений, которые требовали оперативной доработки системы и изменения впоследствии архитектурных решений.

В результате обкатки технологии холдинг «РЖД» решил развивать доверенную цифровую среду на блокчейне. Функциональным заказчиком системы стал Центр фирменного транспортного обслуживания.

Взаимодействие в ручном режиме было неудобным

До внедрения РРД ГП у участников договорных отношений отсутствовали принципы подтверждения и хранения данных о выполненных операциях. К тому же различия информационных систем клиентов и обработка сведений в них вручную приводили к искажениям информации. Одно и то же событие (например, подача или уборка вагонов) трактовалось по-разному, из-за чего возникали разногласия. Претензия фиксировалась на бумаге, отправлялась участнику контракта, вручную рассматривалась, и готовился ответ. Чтобы прийти к единому мнению, уходило много времени. Поэтому стороны договора нуждались в доверенном пространстве для взаимодействия. Требовалось, чтобы данные были цифровые – неизменяемы и достоверны.

Разработчиком сервиса РРД ГП стало Проектно-конструкторско-технологическое бюро по системам информатизации – Центр цифровых технологий (филиал РЖД). У организации солидный опыт в создании, внедрении и сопровождении софта с применением блокчейна.

Чтобы предложить рынку новую услугу, требовалось выстроить общий процесс, разработать и утвердить нормативные документы с описанием порядка действий сторон контракта. Поэтому Центр фирменного транспортного обслуживания совместно с Санкт-Петербургским финансовым университетом в рамках рабочих групп проводит мероприятия по подготовке типовых правил, обеспечивающих тиражирование сервиса на неограниченное число участников. Для привлечения клиентов к взаимодействию с использованием современного ИТ-решения проводятся брифинги, презентации этой высокотехнологичной услуги, собираются отзывы и предложения клиентов.

Благодаря этому ПКТБ-ЦЦТ создана уникальная архитектура, в том числе набор программных решений, блокчейн-сеть, обеспечивающие распределенное хранение, подтверждение и гарантии достоверности.

По путям умной автоматизации

Разработанный холдингом сервис РРД ГП позволяет мгновенно проверять транзакции, передавать данные в автоматическом режиме без участия человека и контролировать передвижение грузов в режиме онлайн, обеспечивает контроль и полную прозрачность для участников системы, гарантирует сверхвысокую степень защищенности базы.

Инесса Яковлева, куратор проекта РРД ГП, заместитель начальника департамента информатизации ОАО «РЖД»:

«Формирование единой информационной среды невозможно без высокой степени автоматизации производственной деятельности участников смарт-контракта.

Развитие цифровых инициатив РЖД при сотрудничестве с транспортными компаниями позволит расширить применение РРД ГП с внутрироссийских на интермодальные грузовые перевозки. Конкурентное преимущество РРД ГП – в том, что мы смогли повысить эффективность взаимодействия клиентов – участников смарт-контракта, дать желаемые для рынка инструменты – отслеживание местоположения груза в режиме реального времени, автоматизированные расчеты».

РРД ГП мгновенно создает и проверяет транзакции, экономит средства и снижает риски мошенничества, обеспечивает контроль и полную прозрачность для участников системы, убирает влияние человеческого фактора при передаче данных. РРД ГП каждому контракту или финансовой операции присваивает уникальный шифр с множеством параметров: время, дата, участвующие стороны, стоимость договора и другие сведения об услуге. Данные обновляются моментально у сторон контракта, что позволяет свести возможные претензии к минимуму и в режиме онлайн следить за выполнением договора (с момента согласования заявки на перевозку и до выдачи груза на станции назначения). Такой подход дисциплинирует участников сделки соблюдать условия контракта.

Сервис объединяет сведения из десяти корпоративных информационных систем холдинга РЖД (АС ЭТРАН, автоматизированные системы управления станциями, пункта технического обслуживания вагонов, транспортным обслуживанием, единая автоматизированная система актово-претензионной работы и другие) по перевозочным документам, договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и на оказание услуг по перевозке грузов по графику.

РРД ГП пользуются более 20 компаний, среди которых Владивостокский морской торговый порт, «ФЕСКО», Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат, Морской порт Санкт-Петербург, «КуйбышевАзот, холдинг «ЕВРАЗ», Распадская угольная компания, ОАО «Новоросцемент» и другие.

Как подключиться к сервису

Главное требование для подключения к РРД ГП – полный переход на электронный документооборот. Среди других условий:

  • заключение соглашений: об организации расчетов через единый лицевой счет клиент (ЕЛС) и оказании информационных услуг и предоставлении электронных сервисов (в том числе с использованием электронной подписи);
  • подписание рамочного соглашения с приложениями продукционных правил, регламента взаиморасчетов;
  • иметь вычислительные ресурсы и проект технических решений подключения к сегменту РРД ГП.

Платформа ежемесячно обрабатывает до 4 млн операций, 40 тыс. документов, в том числе 7,5 тыс. накладных и 9 тыс. заявок.

В смарт-контракт планируется добавить новые операции и договоры, в том числе доставку грузов и порожних вагонов по расписанию грузовых поездов. Фото: Максим Каширин, РЖД-ТВ
В смарт-контракт планируется добавить новые операции и договоры, в том числе доставку грузов и порожних вагонов по расписанию грузовых поездов. Фото: Максим Каширин, РЖД-ТВ

Смарт-контракты автоматизируют финансовые расчеты

РЖД планирует развитие РРД ГП и устранение узких мест. Так, сейчас блокчейн-платформа хранит около 30% технологических операций, введенных вручную в производственные системы. Это понижает качество информации и уровень доверия пользователей. Центр фирменного транспортного обслуживания планирует в несколько этапов перейти от ручного ввода к автоматически сформированным данным. Основой такой трансформации станут документы клиентов, заверенные электронной подписью в информационных системах РЖД. Именно они станут основным источником сведений для мониторинга за соблюдением условий смарт-контракта.

В этом году планируется добавить в смарт-контракт новые операции и договоры. Речь, например, идет об эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, подаче и уборке вагонов, оказании услуги по резервированию вагоно-мест и доставке грузов и порожних вагонов по расписанию грузовых поездов («Грузовой экспресс») и т.д.

В 2024 году РЖД намерено создать механизм взаиморасчетов в рамках смарт-контракта, в том числе с участием банков. А в 2025 году сервис РРД ГП будет внедрен на всей сети железных дорог. Также холдинг намерен реализовать систему мгновенного автоматического списания платежей, взаиморасчетов клиентов и РЖД.

Идеалом для холдинга станет создание единого цифрового пространства участников перевозочного процесса.

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
email
Подписка на новости
Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности