РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erid:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
Сервисы РЖД объединятся в экосистему
Мнения

Сервисы РЖД объединятся в экосистему

Эксперты ИТ-блока РЖД пришли к выводу, что в основе глобальной экономики к 2035 году будет лежать конкуренция цифровых экосистем, ядром каждой из которых станет многопрофильный холдинг.

09:27, 26 мая 2023

Содержание
Содержание

Компания представила Стратегию цифровой трансформации холдинга на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года (далее – СЦТ-2035). Согласно документу клиентами холдинга на горизонте 2035 года станут в первую очередь не пассажиры и компании-грузоотправители, а экосистемы-потребители. 

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин рассказал, как изменится роль РЖД в новой реальности. 

Новый этап

Основой для работы над СЦТ-2035 стала актуализация Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» на период до 2025 года (далее – СЦТ-2025). Эта работа велась в течение двух последних лет в соответствии с решением совета директоров ОАО «РЖД» с целью обеспечения выполнения директив Правительства Российской Федерации.

СЦТ-2025, в отличие от СЦТ-2035, является документом для непосредственной реализации, разработанным в соответствии с Методическими рекомендациями Минцифры России. В ней заданы направления, приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации, определен периметр цифровой трансформации, обозначены необходимые для изменений ресурсы и технологии. Определен комплекс КПЭ, по степени достижения которых оценивается эффективность цифровой трансформации, мониторинг обеспечивается Минцифры России.

Актуализированная Стратегия цифровой трансформации ОАО «РЖД» на период до 2025 года

Стратегия определяет концептуальные основы и принципы трансформации деятельности ОАО «РЖД» в условиях цифровой экономики, а также основные элементы управления этим процессом, необходимые для достижения целей и выполнения плана реализации Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года.

Для достижения цифровых бизнес-целей ОАО «РЖД» созданы и развиваются семь цифровых платформ.

Достижение 4 стратегических целей цифровой трансформации первого уровня оценивается на основе 31 КПЭ

Портфель проектов СЦТ состоит более чем из 60 проектов, их число растет на постоянной основе за счет включения в портфель новых инициатив.

Евгений Чаркин: «В основе глобальной экономики к 2035 году будет лежать конкуренция цифровых экосистем». Фото: Виктор Чернышов
Евгений Чаркин: «В основе глобальной экономики к 2035 году будет лежать конкуренция цифровых экосистем». Фото: Виктор Чернышов

Однако цифровая трансформация холдинга «РЖД» продолжится и после 2025 года. Поэтому крайне важно понимать перспективные требования, тренды развития технологий и общества на более долгий период. Исходя из этого можно сформировать в том числе видение того, как должна трансформироваться сама ИТ-функция холдинга «РЖД», чтобы достичь поставленные цели, обеспечить высокую эффективность работы, внедрить передовые практики.

Очень важно, каким именно образом мы реализуем цифровую трансформацию. Да, технологии важны, но без изменения процессов, а главное – корпоративной культуры никакая технология не будет работать.

Работа над СЦТ-2035 шла более года. 31 января 2022 г. генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров подписал поручение о разработке документа. В течение 2022 года проводились встречи с руководителями подразделений ОАО «РЖД», на которых были сформированы общие вектора цифровой трансформации холдинга к 2035 году.

Сегодня СЦТ-2035 – консолидированная позиция блока информационных технологий и бизнес-подразделений. Она поможет спланировать дальние перспективы цифровой трансформации холдинга «РЖД» на основе анализа технологических и рыночных трендов. Стратегия описывает цифровой мир в 2035 году, определяет требования к конкурентоспособности холдинга «РЖД» в новых условиях, принципы и инструменты развития его цифровой экосистемы.

Положения СЦТ-2035 будут учитываться при принятии решений о дальнейшем ходе цифровой трансформации холдинга «РЖД».

Цифровая экономика в 2035 году

Существует множество оценок и прогнозов того, что будет собой представлять модель экономики к 2035 году, в частности, в сфере цифрового бизнеса. Например, Стратегическое направление в области цифровой трансформации транспортной отрасли России содержит такие проекты, как «Зеленый цифровой коридор пассажира», «Бесшовная грузовая логистика». Банк России отмечает, что оптимальная целевая структура российского рынка – это как минимум несколько крупных национальных экосистем, конкурирующих между собой и с иностранными игроками. Аналитики предполагают, что ежегодный рост рынка цифровой логистики, включая MaaS, может составить от 20% до 50% уже на горизонте до 2025 года.

Проанализировав значительное количество публикаций и прогнозов (как российских, так и зарубежных), эксперты ИТ-блока ОАО «РЖД» пришли к выводу, что в основе глобальной экономики к 2035 году будет лежать конкуренция цифровых экосистем, ядром каждой из которых станет многопрофильный холдинг.

При этом существенная часть спроса и предложения, а также управление внутренними производственными операциями переместится в метавселенные – виртуальное цифровое пространство, позволяющее людям взаимодействовать почти так же, как в реальном мире. Первые метавселенные уже существуют и активно развиваются (Horizon Worlds, Ceek city, Baidu Xi Rang, Roblox и ряд других). Причем это не только корпоративные проекты: так, в 2022 году правительство Южной Кореи сообщило о выделении 187 млн долларов на реализацию национального проекта метавселенной Expanded Virtual World, который, как рассчитывают власти, будет способствовать процветанию бизнеса и промышленности в государстве. При этом говорить об экономическом эффекте и даже «выходе в ноль» пока не приходится – инвестиции растут, а число привлеченных участников не достигает плановых значений.

Платформы MaaS (мобильность как услуга) – один из самых значимых видов экосистем для транспортной отрасли. Фото: Shutterstock/FOTODOM
Платформы MaaS (мобильность как услуга) – один из самых значимых видов экосистем для транспортной отрасли. Фото: Shutterstock/FOTODOM

В подобной экономической модели клиентами холдинга «РЖД» на горизонте 2035 года станут в первую очередь не пассажиры и компании-грузоотправители, а экосистемы-потребители. Это означает, что заказы на перевозку будут создаваться, размещаться и обрабатываться автоматически, с помощью искусственного интеллекта. Человек будет задействован только в исключительных случаях. Соответственно, можно предположить, что маркетинг с его текущим инструментарием станет не востребован, на смену придут «алгоритмы по работе с алгоритмами».

Эксперты РЖД полагают, что искусственный интеллект будет интегрирован во все информационные системы, что резко расширит их функционал и даст возможность автономной работы.

Самые значимые виды экосистем для транспортной отрасли

  • платформы MaaS (мобильность как услуга), туристические платформы;
  • платформы логистических операторов и крупнейших грузоотправителей, обеспечивающие комплексную и встроенную в другие экосистемы услугу по доставке;
  • платформы государственного управления, которые в рамках единого информационного пространства объединят все взаимодействия бизнеса с регуляторами;
  • банковские и финтех-экосистемы, предоставляющие полный спектр финансовых услуг.

Очевидно, такой объем передаваемых данных потребует совершенно иных телекоммуникационных возможностей: ВОЛС более 1000 гигабит в секунду, спутниковый интернет, которые обеспечат повсеместный и постоянный онлайн-доступ.

Цифровая экосистема холдинга «РЖД»

Для успешного встраивания в новую модель экономики холдинг «РЖД» должен решить две основные задачи.

Первая – обеспечить легкое, быстрое и бесшовное встраивание своих продуктов в экосистемы потребителей, выиграв конкуренцию по скорости обработки заказа и конфигурированию услуги.

Вторая – перестроить внутренние производственные процессы таким образом, чтобы каждый цифровой заказ оказывал мгновенное и непосредственное директивное влияние на все решения всей производственной цепочки.

Сделать это возможно только с помощью единой цифровой экосистемы РЖД. Она объединит в себе все цифровые сервисы Холдинга, взаимодействующие с комплексом «озер данных» и построенные на принципе «Сперва искусственный интеллект». Это значит, что решения в первую очередь и в максимальном объеме должны приниматься искусственным интеллектом, без участия человека. В том числе, действия в случае отклонений и нештатных ситуаций.

В рамках цифровой трансформации нам предстоит научиться широко использовать данные как актив: чтобы они работали на клиентов, работали на нас, делая наше взаимодействие более эффективным.

Единая цифровая экосистема РЖД объединит все цифровые сервисы холдинга. Фото: Shutterstock/FOTODOM
Единая цифровая экосистема РЖД объединит все цифровые сервисы холдинга. Фото: Shutterstock/FOTODOM

Работа экосистемы сгенерирует большую часть выручки и прибыли холдинга «РЖД», финансовая деятельность, медиа и развлечения, информационные услуги с точки зрения доходов станут одним из равноправных элементов портфеля бизнесов наряду с перевозками.

Экосистема – это ключевой актив Холдинга. На ее основе должны оказываться услуги управления перевозками другим железнодорожным компаниям, государственным и региональным перевозчикам и иным держателям инфраструктуры (например, производственным компаниям с собственным промышленным железнодорожным транспортом), формируя новый сегмент бизнеса – оператора «перевозок как сервиса».

Изменится и сегодняшнее понимание комплексной услуги. Это будет не только предоставление комплексного логистического решения, но и отдельных сервисов экосистемы (например, билетная система холдинга «РЖД» становится международным билетным сервисом, сервисы управления корпоративными кадрами предоставляются как услуга для крупного бизнеса и т.п.). То есть те сегменты, в которых холдинг «РЖД» будет располагать наиболее эффективными цифровыми решениями, станут основой для запуска нового бизнеса.

Единые данные

Первый принцип, в соответствии с которым будет выстраиваться экосистема: единые данные, единые технологии. Экосистема создается на едином технологическом стеке, развивается под руководством единой архитектурной команды, по единым правилам, предоставляя возможности для создания всех необходимых для холдинга «РЖД» сервисов.

Следствием развития цифровых сервисов в рамках единой экосистемы становится полное импортозамещение (100%) как в области программного обеспечения, так и ИТ-инфраструктуры. Компромиссы в этом аспекте недопустимы и, возможно, достижение полного импортозамещения должно произойти еще раньше, чем в 2035 году.

Важнейший элемент экосистемы – это «озера данных»: единственный источник информации для корпоративных систем, важнейший актив Холдинга. Полнота, достоверность и доступность в режиме реального времени данных, которыми наполняются «озера данных», обеспечится с помощью технологий «Интернета вещей», маркировки, взаимодействия с производственными подсистемами.

Опыт последнего времени выводит на первый план ключевую составляющую любого продукта экосистемы – сценарий обеспечения непрерывности деятельности, механизмы восстановления и управления рисками. Ни один сервис не будет вводиться в эксплуатацию без учета этих требований.

С учетом роли и значимости сервисов холдинга «РЖД» в национальном ИТ-ландшафте будет обеспечена их глубокая интеграция с государственными решениями, а также участие Холдинга в формировании государственной политики и регуляторных моделей в сфере информационных технологий.

Бесценное время

Второй принцип: нужная функциональность – в кратчайшее время.

Это обеспечится коренным изменением подходов к разработке. Продукты будут разрабатываться функциональными заказчиками – кроссфункциональными командами, включающими маркетологов, технологов, бизнес-аналитиков, дизайнеров, программистов, инженеров. При этом КПЭ их работы – не разработанный и запущенный в эксплуатацию функционал, а бизнес-метрики, которых удается достичь с помощью разработанного цифрового решения.

Можно предположить, что разработка к 2035 году будет вестись преимущественно с помощью low-code или no-code инструментов, позволяющих непрерывно развивать системы внутри бизнес-подразделения, без участия программистов. Будут внедрены передовые DevSecOps-практики, предоставляющие возможность вносить изменения в цифровые сервисы в режиме «онлайн», по запросу.

Все это приведет к тому, что разработка новых цифровых сервисов (Time to Market) будет обеспечиваться в кратчайшие сроки.

Как экосистема объединит комплекс цифровых платформ РЖД

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
email
Подписка на новости
Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности