РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
Как смарт-контракты, «Интертран» и другие цифровые сервисы преобразуют перевозки в России
Мнения

Как смарт-контракты, «Интертран» и другие цифровые сервисы преобразуют перевозки в России

Раскрытие потенциала «цифры» позволяет значительно ускорить движение товаропотоков

18:20, 26 октября 2023

Фото: Shutterstock/FOTODOM

Переход от бумажных документов к электронным идет полным ходом, все операции с грузом фиксируются в системах железнодорожников как в автоматическом, так и в автоматизированном режиме. Сегодня как никогда востребованы полноценные цифровые коммуникации и «бесшовные» взаимодействия участников перевозочного процесса. Важным шагом в этом направлении для повышения эффективности и конкурентоспособности транзитных перевозок является переход на электронные формы товаросопроводительных и разрешительных документов.

Внедрение и использование цифровых сервисов позволяет снизить временные и финансовые затраты, минимизировать число живых коммуникаций лиц, вовлеченных в процесс перевозки, или вовсе сделать их виртуальными.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

В РЖД за последние годы накопили колоссальный опыт применения благодаря цифровой трансформации железнодорожной отрасли. Большинство грузоотправителей (87,9%) в прошлом году взаимодействовали с РЖД в электронном формате.
Инновации непрерывно внедряются как в повседневную работу железнодорожников, так и в процесс взаимодействия с клиентами.

Большинство грузоотправителей (87,9%) в прошлом году взаимодействовали с РЖД в электронном формате

Холдинг решает две основные задачи. Первая – обеспечить легкое, быстрое и бесшовное встраивание своих продуктов в экосистемы потребителей, выиграв конкуренцию по скорости обработки заказа и конфигурированию услуги. Вторая – перестроить внутренние производственные процессы таким образом, чтобы выполнение каждого цифрового заказа было прозрачно и управляемо в рамках всей производственной цепочки.

На базе блокчейн

На базе технологии блокчейн РЖД создал сервис мониторинга смарт-контрактов грузовых перевозок на платформе Распределенный реестр данных (РРД ГП), который призван сделать транспортировку грузов по железной дороге максимально доверительной. Он обеспечивает детальный онлайн-контроль перевозочного процесса и создает цифровой след для всех операций на станциях отправления, прибытия и в пути следования.

РРД ГП позволил сформировать единое цифровое пространство для всех участников перевозочного процесса.
Система мгновенно создает и проверяет транзакции, экономит средства, обеспечивает контроль и полную прозрачность для участников системы, исключает влияние человеческого фактора при передаче данных.
Сервис интегрирован с десятком корпоративных информационных систем холдинга РЖД.

Фото: Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО «РЖД»
Фото: Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО «РЖД»

В этом году смарт-контракт планируется распространить на новые операции и процессы. Среди них:

◆  эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования;
◆  резервирование вагоно-мест и доставка грузов и порожних вагонов по расписанию;
◆  размещение подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования (в перевозочном процессе) и многие другие.

К 2025 году сервис будет доступен на всей сети железных дорог.

РРД ГП пользуются более 20 компаний, среди которых – Владивостокский морской торговый порт, «ФЕСКО», Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат, Морской порт Санкт-Петербург, «Куйбышевазот», холдинг «ЕВРАЗ», Распадская угольная компания, ОАО «Новоросцемент» и другие.

Международная торговля

В РЖД функционирует Портал предварительного информирования. Его запуск позволил участникам ВЭД в электронном формате предоставлять сведения в электронном виде для выполнения предварительного информирования таможенных органов. В том числе выгружать в систему товаросопроводительные документы, необходимые для совершения таможенных процедур для товаров, пересекающих границу.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Сейчас функционал Портала ПИ расширили. Сформирован цифровой сервис для Информационного оператора (имеется в виду участник ВЭД или уполномоченное им лицо), предоставляющий возможность передачи необходимых данных в режиме АСУ-АСУ (предназначен для обмена данными между АС «ЭТРАН» и собственной информационной системой для обработки информации в автоматическом режиме).

АС «ЭТРАН» – автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов на импортонезависимой платформе. Обеспечивает полный технологический цикл оформления перевозочных документов в системе электронного документооборота.

Сервис призван повысить качество выполнения требований таможенных органов в части детализации и полноты данных на этапах взаимодействия перевозчика с представителями ФТС и ускорения на этой основе процессов выполнения таможенных формальностей на железнодорожных пунктах пропуска.
Для экспортных железнодорожных перевозок осуществляется получение электронных отметок от таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров с территории России по всем международным перевозкам. РЖД получает от ФТС электронные аналоги отметок таможенных органов, свидетельствующие о помещении товаров под процедуры, необходимые для вывоза за пределы Евразийского экономического союза, на все экспортные перевозки – как на электронные накладные, так и на оформленные на бумажном носителе.
Клиентам сервиса не требуется доставлять накладные на бумажном носителе в таможенный орган для проставления таможенных отметок при приеме груза, планируемого к вывозу за пределы территории Евразийского экономического союза.

Технология «Интертран» применяется на всех станциях РЖД, открытых для работы с контейнерами (для импортных грузов, перемещаемых под процедурой внутреннего таможенного транзита)

РЖД также инициировало пилотный проект таможенного администрирования транзитных перевозок железнодорожных грузов с участием таможенных служб Белоруссии и России. В настоящее время данная безбумажная технология применяется для проекта «Интертран».
Внедрение решения позволило сформировать при импорте и транзите непрерывный информационный обмен на всех этапах таможенного транзита при международных перевозках.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Поскольку единый подход к электронному таможенному транзиту по территории стран – членов ЕАЭС пока не согласован, пилотная технология используется в настоящее время только в направлении Россия – Белоруссия.
Технология «Интертран» применяется на всех станциях РЖД, открытых для работы с контейнерами (для импортных грузов, перемещаемых под процедурой внутреннего таможенного транзита).

В перспективе в РЖД готовы совместно регулирующими органами, расширить географию применения собственных цифровых сервисов, распространить их на новые маршруты и новые номенклатуры грузов.

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
email
Подписка на новости
Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности