РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:2Ranym7c39K
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Тренды
15 декабря 2023 (20:35)
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Связанные статьи
Тренды
15 декабря 2023 (20:35)
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Связанные статьи

Вектор ИТ-развития РЖД в ближайшие годы будет направлен на разработку и внедрение новых востребованных цифровых решений и увеличение протяженности квантовых сетей. Соответствующие планы компании, а также результаты шестилетней работы отрасли обсудили участники IV Железнодорожного съезда.

Цифровая трансформация РЖД, основанная на преимущественном использовании отечественных ИТ-технологий, стала следствием прямого поручения Президента РФ, данного им по итогам III Железнодорожного съезда, состоявшегося в 2017 году. За шесть лет  компания вышла в технологические лидеры в области разработки и внедрения собственного ПО.

Как подчеркнул президент РФ Владимир Путин, выступая на IV Железнодорожном съезде, сегодня железные дороги России представляют собой мощный высокотехнологичный комплекс, один из флагманов экономики по внедрению инноваций и цифровых решений. «При этом упор делается именно на отечественные разработки, на использование российского программного продукта, - отметил президент. - Благодаря новым сервисам фактически ушли в прошлое очереди возле железнодорожных касс. Сегодня три четверти билетов оформляются в онлайн-системе, на интернет-сайте или с помощью мобильного приложения».

«Сегодня можно с уверенностью сказать: с решением поставленных Президентом России задач железнодорожники справились», – подчеркнул первый заместитель председателя Правительства РФ Андрей Белоусов.

По словам генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова, шестилетний период стал прорывным для инженерного корпуса компании. Западные страны, прекратив с Россией технико-технологическое сотрудничество, ускорили процесс импортозамещения в отрасли. Разработчики компании смогли создать продукты, не уступающие, а порой и превышающие по функциональным возможностям зарубежные аналоги.

«Принципиально решены важнейшие задачи внедрения технического зрения, беспилотного вождения, интервального движения, виртуальной сцепки локомотивов», – отметил Олег Белозёров.

Уже в этом году на Транссибе каждый десятый грузовой поезд следует в режиме виртуальной сцепки – эта инновационная технология позволяет сократить интервал между попутно следующими составами за счет обмена по цифровому радиоканалу информацией о режиме движения между локомотивами ведущего и ведомого поездов.

Новые ИТ-решения внедряются и в работе с клиентами компании. По словам президента общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП) Александра Шохина, грузоотправители отмечают повышение качества предоставляемых холдингом услуг. «За последние годы РЖД серьезно изменили принципы работы с грузоотправителями на основе клиентоориентированности и открытости, – подчеркнул Александр Шохин. – Внедряются современные цифровые методы коммуникаций, в частности личный кабинет клиента. Взаимодействие участников перевозочного процесса происходит на основе электронного документооборота, доступен калькулятор стоимости и экологичности перевозки».

Уже в этом году на Транссибе каждый десятый грузовой поезд следует в режиме виртуальной сцепки.

Кроме того, компания активно внедряет отраслевые сервисы. Например, в этом году в цифровом формате на платформе «Мой экспорт» стал доступен сервис по доставке продукции агропромышленного комплекса «Агроэкспресс». Его запустили АО «РЖД Логистика» и Российский экспортный центр. Теперь компания-экспортер может оформить перевозку товара, а также заявку на компенсацию расходов на транспортировку в один клик (больше не нужно собирать и подавать в соответствующие инстанции пакет бумажных документов).

Планируется, что по итогам 2024 года протяженность квантового сегмента будет не менее 7 тыс. км, а к 2030 году – до 15 тыс. км.

Высокий организационный и технологический потенциал ОАО «РЖД» обусловил выбор компании в качестве национального лидера по разработке решений в области квантовых коммуникаций. Сейчас протяженность квантовых сетей компании составляет 3,2 тыс. км. Планируется, что по итогам 2024 года протяженность квантового сегмента будет не менее 7 тыс. км, а к 2030 году – до 15 тыс. км.

«К концу текущего десятилетия квантовая инфраструктура обеспечит такой географический охват, который будет полностью отвечать внутренним потребностям нашей страны, выведет Россию в число мировых лидеров в этой сфере. Очень рассчитываю, что «РЖД», как головная компания по этому стратегическому направлению, в полной мере реализует столь масштабные планы», - рассказал Владимир Путин.

«Мы успешно решаем амбициозную задачу вывода нашей страны в лидеры по этому высокотехнологичному направлению, – подчеркнул Олег Белозёров. – Квантовые коммуникации станут значимой составной частью телекоммуникационной системы железных дорог».

В ближайшей перспективе ИТ-развитие отрасли будет сконцентрировано на появлении новых цифровых продуктов и услуг для клиентов. Кроме того, в целях полного импортозамещения иностранного софта стоит задача по созданию российской ИТ-платформы по управлению ресурсами предприятия. В этом году РЖД инициировали создание национального центра компетенций по импортозамещению систем управления предприятием (АНО «НЦК ИСУ»). Совместно с другими корпорациями в настоящее время разрабатывается отечественная система управления ресурсами предприятия ERP (или СУР), которая призвана автоматизировать бизнес-процессы в сферах финансов, производства, закупок, продаж, HR, маркетинга и других.

По словам председателя Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгения Москвичёва, в ближайшие пять лет также важно объединить усилия транспортных компаний и регулирующих органов в области синхронизации перевозки разных видов грузов всеми видами транспорта. Отдельные решения в этой части уже реализуются: так, в этом году Минтранс и РЖД запустили пилотный проект по электронному оформлению мультимодальных перевозок, состыковав автоматизированную систему «Электронная транспортная накладна» (ЭТРАН) ОАО «РЖД» с государственной информационной системой «Электронные перевозочные документы» (ГИС ЭПД). В перспективе к этой работе будут подключены информационные системы других крупных транспортных компаний.

Среди других ИТ-задач, стоящих перед отраслью, – улучшение сервисов для грузоотправителей и пассажиров, внедрение новых современных цифровых решений, которые повысят качество и безопасность транспортных услуг и обеспечат интермодальность перевозок.

«Совместно мы обеспечим технологическую устойчивость по всем направлениям развития транспорта», – подчеркнул Андрей Белоусов.

По завершении IV Железнодорожного съезда его участники приняли резолюцию, в которой определены приоритеты развития отрасли. В частности, в ней определено, что обеспечение информационной безопасности является безусловным приоритетом деятельности железнодорожного транспорта до 2030 года. Другой приоритет – реализация проектов цифровой трансформации (обеспечение их долгосрочными источниками финансирования), а также замещение российскими аналогами зарубежных цифровых продуктов и программного обеспечения.

Автор

Юлия Антич Тематика: цифровые технологии, образование
Тренды
15 декабря 2023 (20:35)
Вернуться назад
Поделиться >

Журналы

Новости

В раздел
Более 1,5 млн документов ежемесячно оформляется через ГИС ЭПД

ГИС ЭПД станет основой Национальной цифровой транспортно-логистической платформы

03 июля 2025
Тестовый участок ВСМ планируется построить в 2027 году

Его протяженность составит 129 километров

03 июля 2025
Вышло обновление корпоративного мессенджера eXpress

На базе мессенджера функционирует Единая корпоративная система обмена сообщениями в РЖД

03 июля 2025
При строительстве ВСМ в России будут использованы новейшие цифровые решения

Проект выведет транспортную отрасль на новый уровень технологического развития

02 июля 2025

Важное

Платформа для соревнований
24 июня 2025
Грузоперевозкам добавят удобства
09 июня 2025
Новые возможности
27 мая 2025