РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
МСВА: порядок на инфраструктуре
Проекты

МСВА: порядок на инфраструктуре

Для чего на железной дороге нужна модульная система видеоаналитики и как она работает

14:01, 09 января 2024

Фото: Shutterstock/FOTODOM

За объектами железнодорожной инфраструктуры наблюдают не только видеокамеры, но и искусственный интеллект. Он используется в модульной системе видеоаналитики (МСВА), которая собирается из комплектующих российского производства. Применяемый МСВА принцип мониторинга объектов железнодорожной инфраструктуры, автоматизированного сбора информации, а также алгоритмы обработки и анализа данных не имеет аналогов. Сейчас система внедрена на 75 платформах (на 41 станции) радиальных направлений Московской железной дороги.

МСВА успешно зарекомендовала себя как решение в области обеспечения санитарного, экологического состояния общественных пространств и безопасного нахождения пассажиров и сотрудников РЖД на объектах железнодорожного транспорта. Система используется в модульном исполнении с применением технологий машинного зрения и искусственного интеллекта. В режиме реального времени она круглосуточно собирает и обрабатывает данные оборудования и датчиков на железнодорожных платформах.

 Изображение сгенерировано с помощью нейросети Midjourney
Изображение сгенерировано с помощью нейросети Midjourney

В этом процессе задействован комплекс устройств, среди которых:
◆ видеокамеры;
◆ метеостанция;
◆ иные измерительные приборы и датчики.

Их основная задача – собрать объективные данные, помогающие контролировать санитарную, экологическую, техногенную обстановку. Полученная информация обрабатывается на сервере МСВА, где после структурирования данных формируются «тревоги», обозначающие отклонения от заданных параметров. Эти данные передаются на мониторы автоматизированных рабочих мест операторов, видеостену и на удаленные клиенты.

В режиме реального времени система круглосуточно собирает и обрабатывает данные оборудования и датчиков на железнодорожных платформах.

Система способна собирать статистические данные для информирования оператора в режиме реального времени, анализировать погодные условия (скорость ветра, тип, количество и интенсивность осадков, обледенение платформы и т.д.). При усилении ветра, осадков и изменении температурных показаний система благодаря ИИ оповещает оператора, который на основании этих данных передает информацию сотрудникам РЖД для принятия мер реагирования и ликвидации последствий непогоды.

 Изображение сгенерировано с помощью нейросети Midjourney
Изображение сгенерировано с помощью нейросети Midjourney

Руководитель проекта Центра роботизации технологических процессов АО «НИИАС» Михаил Матвеенко:
«МСВА следит за тем, чтобы пассажиры соблюдали правила поведения на железнодорожных платформах и инфраструктуре. Она способна самостоятельно детектировать и фиксировать нарушения и в считанные секунды оповещать оператора автоматизированного рабочего места в ситуационном центре. Также она оповещает и самого нарушителя на платформе, транслируя предупреждающие голосовые сообщения с помощью громкоговорителей».

Дополнительно система идентифицирует следующие события:
◆   фиксация нарушений правил поведения на железнодорожном транспорте (выход за пределы безопасной зоны, движение пассажиров и сотрудников ОАО «РЖД» за пределами безопасной зоны, в том числе и на путях, что снижает риски производственного/непроизводственного травматизма);
◆   обнаружение скопления людей на платформе, информирование об этом ответственных сотрудников;
◆   обнаружение загрязнения платформы мусором, посторонними предметами; автоматизация мониторинга и контроля за уборкой платформ аутсорсинговыми компаниями, фиксация фактов нарушения сроков уборки;
◆    фиксация появления ответственного работника клининговой компании на объектах пассажирских обустройств в установленные сроки;
◆   обнаружение признаков пожара (задымление, очаги возгораний) и своевременное информирование ответственных сотрудников.

МСВА была внедрена в 2019 году на 13 платформах (7 станциях) Ярославского направления Московской железной дороги.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Что такое модульная система видеоаналитики?
МСВА представляет собой комплексную систему видеоаналитики, реализованную на базе единой программно-аппаратной платформы. Она решает задачи путем интеллектуального анализа видеоданных в режиме реального времени на основе технологий глубокого машинного обучения и технического зрения, учитывая множество факторов, уточнили в НИИАС.
Система была внедрена в 2019 году на 13 платформах (7 станциях) Ярославского направления Московской железной дороги. По данным Михаила Матвеенко, НИИАС, как разработчик МСВА, регулярно дорабатывает систему: создает новые алгоритмы обработки данных, дообучает систему, что способствует повышению скорости реакции и минимизации ошибок детекции.

С помощью системы удалось значительно сократить количество травм на железной дороге, число случаев неверных действий пассажиров в зоне повышенной опасности на железной дороге, а также значительно уменьшить время для решения вопросов по уборке территории пассажирских платформ (загрязнение, лед/снег, соль/реагенты), контролируется ее качество и сроки в автоматическом режиме и т.д.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Основные преимущества системы:

  • многофункциональность (возможность интегрировать под различные задачи);
  • инновационный подход к реализации детекции;
  • «чистый» цифровой видеосигнал;
  • возможность цифровой обработки данных, поступающих от «низовых» устройств, на пассажирских объектах в режиме реального времени;
  • возможность использования облачных хранилищ данных;
  • возможность доступа к архивным данным (для урегулирования споров и предоставления информации по соответствующему запросу в органы внутренних дел);
  • удобный интерфейс для оператора автоматизированного рабочего места.

В перспективе планируется реализация системы МСВА на пассажирских обустройствах (комплекс, включающий платформы, навесы, павильоны, билетные кассы, вокзалы и т.д.) всех радиальных направлений Московской железной дороги, в том числе МЦД и МЦК.

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
email
Подписка на новости
Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности