РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:2Ranym7c39K
Фото: Максим Каширин/Пресс-служба ОАО «РЖД»
Проекты
16 сентября 2024 (10:28)
Фото: Максим Каширин/Пресс-служба ОАО «РЖД»
Связанные статьи
Проекты
16 сентября 2024 (10:28)
Фото: Максим Каширин/Пресс-служба ОАО «РЖД»
Связанные статьи

ВНИИЖТ получил свидетельства госрегистрации на две новые разработки – модули информационно-диагностической системы «АРКУС». Она является «цифровым двойником» для опорного хозяйства РЖД. С ее помощью в режиме реального времени можно увидеть и оценить состояние опорных и поддерживающих конструкций на сети. Планируется, что по результатам предстоящих испытаний «АРКУС» будет доработана и интегрирована в автоматизированную систему управления железнодорожным транспортом в рамках программы цифровизации ОАО «РЖД» до 2030 года.

«Российские железные дороги» реализуют масштабную программу цифровизации бизнеса и внутренних процессов. Инновации коснутся в том числе опорного хозяйства компании – уже ведутся работы по автоматизации процесса эксплуатации опорных и поддерживающих конструкций контактной сети электрифицированных железных дорог.

Так, с 2020 года команда специалистов Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (АО «ВНИИЖТ») занимается разработкой информационно-диагностической системы эксплуатации опор контактной сети «АРКУС».
Ее внедрение поможет исключить человеческий фактор из процесса получения информации о техническом состоянии опор контактной сети, а также повысить качество и своевременность ремонта таких конструкций.

Директор центра «Электрификация и теплоэнергетика» (ЦЭТ) Антон Крылов:
«Сама идея такой системы родилась еще ранее, когда назрели вопросы автоматизации работы в сфере эксплуатации. Дело в том, что информация о техническом состоянии опорных и поддерживающих конструкций контактной сети электрифицированных железных дорог зачастую носит субъективный характер – на решение об обследовании таких конструкций оказывает негативное влияние человеческий фактор. Пример: электромеханик проводит обследования опор в «поле», фиксируя данные в журнал или записную книжку, после чего вся информация вводится в базу другими людьми вручную, при этом возможны ошибки передачи информации».

Еще одна предпосылка для реализации проекта: отсутствие возможности получать дистанционно в реальном времени техническую информацию о каждой единице опорной и поддерживающей конструкции. Из-за несвоевременной обработки такой информации нередко возникают случаи отказов контактной сети, которые приводят к снижению уровня безопасности движения поездов.

Эти проблемы призван решить аппаратно-программный комплекс «АРКУС». С помощью этой системы электромеханик, обследовав конкретные опорные и поддерживающие конструкции, может в режиме реального времени внести информацию об их состоянии в общую базу опорного хозяйства с помощью планшета. При этом автоматически контролируется правильность и достоверность отправленных данных (в том числе за счет GPS-фиксации местоположения самого работника).
После ввода данных система присваивает каждой опоре цветовую индикацию. Так, зеленый цвет говорит о том, что параметр находится в норме, желтый – дефектная конструкция, красный – остродефектная конструкция. Все эти данные видны на специальной карте.

Полученная информация обрабатывается и систематизируется – далее работать с ней могут ответственные службы и сотрудники.
Таким образом, функционал «АРКУС» позволяет:

  • получать техническую информацию о состоянии каждой единицы опорной конструкции в реальном времени (в том числе о проведенных ранее обследованиях);
  • планировать сроки технических обследований и капитального ремонта опор контактной сети;
  • планировать сроки реконструкции и обновления опор;
  • при необходимости в режиме реального времени дистанционно назначать проведение работ для обслуживающего персонала; заполнять необходимую техническую документацию.

Начальник отдела «Контактная сеть и токосъем» Антон Царьков:
««АРКУС» называют цифровым двойником в опорном хозяйстве, так как она является своего рода его моделью – отображает техническое состояние опорных и поддерживающих конструкций и дает возможность в реальном времени на реальных картах получать информацию о каждой единице конструкций (фундаменты, стойки опор, ригели жестких поперечин, анкеры)».

Прототип системы и ее отдельные элементы уже прошли опытную апробацию на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке. При этом были выявлены и устранены следующие проблемные моменты, связанные с:
•    возможностью работы с большими массивами данных в режиме реального времени;
•    возможностью передачи данных;
•    позиционированием на карте и привязкой к местности и объекту;
•    разработкой алгоритмов проведения диагностики и удобства заполнения форм;
•    внедрением в систему полученной информации и ее обработкой.

«Изначальную систему даже приходилось полностью перерабатывать с учетом постоянного увеличения количества полезной информации и расширения контролируемых параметров. Кроме того, поработали над тем, чтобы информация, направленная «с поля», за секунды поступала в базу данных»,– рассказал Антон Царьков.

Демонстрация работоспособности и функционала системы была проведена в компании «Трансэнерго».

«Специалисты филиала «РЖД» высказали заинтересованность и определили основные направления реализации системы. Также были получены предложения по доработке системы, с целью дальнейшего формирования на ее основе автоматизированной системы управления в рамках программы цифровизации ОАО «РЖД» до 2030 года и в перспективе до 2035 года»,– отметил Антон Крылов.

Сейчас система постоянно дополняется и обновляется с учетом новых идей и задач. Также эксперты определяют подходящий испытательный полигон для ее дальнейшего тестирования.
В случае полномасштабного внедрения системы «АРКУС» планируется, что компания «РЖД» получит следующие эффекты:

  • автоматизация процесса планирования технического обслуживания (осмотров и ремонтов) опорных конструкций на краткосрочный и среднесрочный периоды с учетом их состояния, оценки всех значимых факторов;
  • прогнозирование остаточного ресурса опор контактной сети с применением предиктивной аналитики в рамках жизненного цикла; минимизация влияния человеческого фактора в процессе планирования, содержания и внесения информации по конкретной опоре контактной сети;
  • обеспечение безопасности движения за счет уменьшения случаев падения и наклона опор контактной сети;
  • повышение надежности эксплуатации и контроля технического состояния, прогнозирование рисков;
  • сокращение затрат на формирование и планирование ремонтных работ опорных конструкций;
  • создание интерактивной и мобильной среды за счет мобильного приложения, которое предоставляет общесетевой доступ к базе данных опор контактной сети и информацию об их техническом состоянии в реальном времени на разных уровнях (Трансэнерго, Дирекции по энергообеспечению, дистанций электроснабжения и районов контактной сети).

При разработке программного комплекса «АРКУС» не использовались зарубежные компоненты. Решение в перспективе подойдет и для компаний из других отраслей.

«Такую возможность мы прорабатываем в настоящее время. Например, можно систему «АРКУС» переработать на специфику работ в опорном хозяйстве ПАО «Россети», под вопросы технической диагностики и создания двойника по трубопроводам ПАО «Газпром» и во многих других отраслях. Есть планы и по выходу на внешний рынок – в страны СНГ»,– сказал Антон Крылов.

Автор

Юлия Антич Тематика: цифровые технологии, образование
Проекты
16 сентября 2024 (10:28)
Вернуться назад
«АРКУС»: цифровой двойник в опорном хозяйстве РЖД data-description=При разработке программного комплекса не использовались зарубежные компоненты data-image=/upload/iblock/4ed/5ex9hyq7opz7tnyvkz0alt73ejhl1p2u.jpg data-services="odnoklassniki,vkontakte,telegram"> Поделиться >

Журналы

Новости

В раздел
Более 1,5 млн документов ежемесячно оформляется через ГИС ЭПД

ГИС ЭПД станет основой Национальной цифровой транспортно-логистической платформы

03 июля 2025
Тестовый участок ВСМ планируется построить в 2027 году

Его протяженность составит 129 километров

03 июля 2025
Вышло обновление корпоративного мессенджера eXpress

На базе мессенджера функционирует Единая корпоративная система обмена сообщениями в РЖД

03 июля 2025
При строительстве ВСМ в России будут использованы новейшие цифровые решения

Проект выведет транспортную отрасль на новый уровень технологического развития

02 июля 2025

Важное

Платформа для соревнований
24 июня 2025
Грузоперевозкам добавят удобства
09 июня 2025
Новые возможности
27 мая 2025