РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
Таможенные операции переводят на цифровой путь
Мнения

Таможенные операции переводят на цифровой путь

Как складывается взаимодействие таможенных органов и железной дороги при перевозке грузов через границу

14:22, 27 ноября 2023

Фото: Shutterstock/FOTODOM

Какие новые сервисы внедряются для ускорения прохождения таможенных процедур на железной дороге, как модернизируют зоны таможенного контроля грузов, как применяются безбумажные технологии при таможенном транзите в ЕАЭС и что такое интеллектуальный железнодорожный пункт пропуска? Об этом RZD.Digital рассказал начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Дмитрий Жуков.

Расскажите, как складывается взаимодействие ОАО «РЖД» и ФТС России при таможенных операциях?

Взаимодействие таможенных органов и ОАО «РЖД» при железнодорожных перевозках осуществляется исключительно в электронном виде. Переход на безбумажные технологии при совершении таможенных операций произошел в несколько этапов еще в период 2017–2020 годов. Сегодня весь обмен информацией между российскими таможенными органами и декларантами происходит в соответствии с утвержденной спецификацией интерфейса взаимодействия и альбомом форматов электронных форм документов. При этом декларантом предоставляются в электронном виде как транзитная декларация, так и другие документы, подписанные электронной подписью, что обеспечивает их юридическую значимость. Такое взаимодействие позволило перейти к внедрению безбумажного документооборота и при железнодорожных перевозках по территориям России и Беларуси.

Фото: пресс-служба ФТС России
Фото: пресс-служба ФТС России
Насколько сегодня распространена технология электронного таможенного транзита?

Практически в 100% случаев применяется электронное декларирование процедуры таможенного транзита при перевозках железнодорожным транспортом. Такой охват позволил нам приступить к автоматизации таможенных операций. Вот несколько цифр: с начала года по конец октября автоматически зарегистрировано 88,5% транзитных деклараций на товары, перемещаемые железнодорожным транспортом, при этом в автоматизированном режиме было выпущено 68,5% транзитных деклараций в отношении таких товаров.

Вводятся ли новые сервисы, влияющие на процедуру железнодорожного транзита?

Практически в 100% случаев применяется электронное декларирование процедуры таможенного транзита при перевозках железнодорожным транспортом

ФТС России переходит на использование нового централизованного программного средства автоматизированной подсистемы (АПС) «Пункт пропуска» – комплекс программных средств (КПС) «Совершение операций». Оно используется при совершении таможенных операций, связанных с прибытием (или убытием) товаров и транспортных средств на территорию ЕАЭС, а также с таможенной процедурой таможенного транзита. В АПС «Пункт пропуска» с 27 сентября 2023 года были переведены все процессы автоматической регистрации и автоматизированного выпуска электронных транзитных деклараций. В октябре после обновления электронное декларирование процедуры транзита и применение автоматизированных технологий при транзите осуществляется только в КПС «Совершение операций».

Фото: Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО «РЖД»
Фото: Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО «РЖД»
Расскажите о модернизации инфраструктуры зон таможенного контроля товаров, прибывающих железнодорожным транспортом.


Сейчас работают 33 железнодорожных пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации. При этом для создания современного пункта пропуска требуется не просто его реконструкция, а изменение установленных стандартов с использованием информационных технологий и современных технических комплексов.

ФТС России были сформированы перспективные модели пунктов пропуска, в том числе железнодорожных, для их системного развития. Задача по их разработке предусмотрена Стратегией развития таможенной службы РФ до 2030 года. К основным элементам интеллектуального железнодорожного пункта пропуска относятся единая информационная система, система определения весогабаритных параметров, системы диспетчеризации, считывания и распознавания номеров контейнеров, включая железнодорожные вагоны, инспекционно-досмотровые комплексы и ряд других технических средств для контроля различных товаров.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

К слову, уже сейчас на этапе разработки техзаданий по обустройству железнодорожных пунктов пропуска ФТС России формирует предложения по внедрению в работу таможенных органов элементов интеллектуального пункта пропуска, например системы непрерывного сканирования перемещаемых через госграницу транспортных средств. Такое сканирование железнодорожного состава может обеспечить инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК). Один из них уже установлен и используется таможенными органами на железнодорожном пункте пропуска Забайкальск. Также применение ИДК планируется на железнодорожных пунктах пропуска Нижнеленинское и Пограничный.

Какой эффект ожидаете от внедрения интеллектуального железнодорожного пункта пропуска?

Прежде всего сокращения времени прохождения государственного контроля за счет максимальной автоматизации процессов при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, увеличение пропускной способности таких пунктов. Это окажет положительное влияние на развитие приграничных регионов. Кроме того, такое решение позволит создать новые международные транспортные коридоры, в том числе сервисы, обеспечивающие бесшовное пересечение государственных границ через железнодорожные пункты пропуска.

Сейчас работают 33 железнодорожных пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации

РЖД инициировали пилотный проект таможенного администрирования транзитных перевозок железнодорожных грузов с участием таможенных служб России и Беларуси. В настоящее время данная безбумажная технология применяется для проекта «Интертран». Расскажите о первых результатах «пилота».

Проект предполагает обмен электронными документами с использованием информационных ресурсов железных дорог России и Беларуси. Они, по сути, выступают третьей доверенной стороной для обеспечения юридической значимости передаваемых электронных документов и сведений.
Реализация такого проекта позволила обеспечить межгосударственный обмен электронными документами при транзите товаров железнодорожным транспортом до разработки общего таможенного процесса при таможенном транзите в ЕАЭС. При этом в ходе совершения таможенных операций исключается применение бумажных документов.

Фото: пресс-служба Уссурийской таможни
Фото: пресс-служба Уссурийской таможни
Планируется ли расширять эту технологию на территории других стран – членов ЕАЭС? Что для этого нужно сделать?

В 2023 году таможенными службами государств – членов ЕАЭС принято решение о реализации аналогичного пилотного проекта по обмену электронными документами при транзите товаров, перемещаемых по железной дороге по маршруту перевозки Достык – Брест-Северный, Алтынколь – Брест-Северный. Сейчас таможенными службами и железными дорогами России, Казахстана и Беларуси ведется совместная работа по подготовке к этому пилотному проекту. Его реализация начнется по мере готовности железнодорожных перевозчиков России, Казахстана и Беларуси (АО «НК «Қазақстан темір жолы», ОАО «Российские железные дороги» и государственное объединение «Белорусская железная дорога»), которые в настоящее время проводят тестирование информационного взаимодействия между собой.

Реализация проекта по полномасштабному внедрению безбумажных технологий в процедуре таможенного транзита по территории ЕАЭС предполагается в 2025 году

Дальнейшее расширение технологии обмена электронными документами и сведениями при транзитных перевозках будет возможно при условии готовности информационных систем железных дорог и таможенных служб других государств – членов ЕАЭС.

Фото: Максим Каширин/Пресс-служба ОАО «РЖД»
Фото: Максим Каширин/Пресс-служба ОАО «РЖД»

Что касается полномасштабного внедрения безбумажных технологий в процедуре таможенного транзита по территории ЕАЭС, то оно станет возможным после реализации Евразийской экономической комиссией и государствами – членами ЕАЭС общего таможенного процесса. Он предусматривает обмен электронными документами и сведениями между таможенными органами государств – членов ЕАЭС в процессе контроля транзитных перевозок товаров. Предполагаемый срок реализации этого проекта, по оценкам Евразийской экономической комиссии, – 2025 год.

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
email
Подписка на новости
Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности