РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
ИТ-решения в транспортной отрасли – важный элемент цифровой экономики в России
Мнения

ИТ-решения в транспортной отрасли – важный элемент цифровой экономики в России

Стратегия цифровой трансформации РЖД логически увязана с деятельностью ИЦК

13:24, 28 сентября 2023

В конце августа в Санкт-Петербурге состоялся демодень индустриального центра компетенций (ИЦК) «Железнодорожный транспорт и логистика». Участники ИЦК поделились итогами реализации первой волны проектов, а также обсудили цифровые потребности транспортно-логистической отрасли. О роли ИЦК в импортозамещении ИТ-решений в транспортной отрасли рассказал генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко.

Насколько особенность транспортной отрасли влияет на взаимодействие участников профессионального ИТ-сообщества?
Фото: Станислав Красильников/ТАСС
Фото: Станислав Красильников/ТАСС

У транспортников есть своя специфика. И, даже беседуя на демодне с представителями железнодорожного машиностроения, появляется понимание, что классов ПО, которыми занимаются данные ИЦК, не так много. Их кратно меньше, чем, к примеру, в торговле; меньше, чем, скажем, в логистике. Тем не менее некоторые классы ПО, такие системные, как ERP и управления жизненным циклом продукта, одинаковы для всех.
Поэтому важно подсветить узкие места, подсказать коллегам, ведь не стоит каждому изобретать свой велосипед – нужно выходить в горизонтальную плоскость, находить решения, которые найдут широкий отклик.
Логистика и транспорт в этом плане более гибкие отрасли. На самом деле это самый сложный вопрос – найти баланс между количеством и качеством ERP-систем и работать над такими классами ПО, которые могут пригодиться многим или при незначительной доработке применяться в самых различных отраслях.

«Россия будет мощной ИТ-державой, это будет признано на всех рынках»

Не все проекты, которые выносятся на площадку ИЦК, получают в итоге поддержку. На ваш взгляд, почему, чего им не хватает?

Действительно, конечный результат – это поддержка, если мы говорим про финансовые гранты, или кредиты на льготных условиях. Но ведь мы понимаем, что для участников рынка (почему и называем это импортозамещением) это никакая не госпрограмма. Для них это исключительно проблема выживания. Поэтому компании могут инвестировать в различные технологии, решения, которые становятся вопросом жизни и смерти. И, наверное, самое правильное – понять, где государство может подставить плечо, где сам бизнес готов. Поэтому если какие-то проекты не нашли поддержки, то это, видимо, они в данный момент не актуальны.

«ИЦК, наверное, станут прародителями неких индустриальных консорциумов и объединений, которые мы наблюдаем сейчас на примере нефтегазовой отрасли, энергетики»

Каким видится будущее ИЦК?

ИЦК, наверное, станут теми прародителями неких индустриальных консорциумов и объединений, которые мы наблюдаем сейчас на примере нефтегазовой отрасли, энергетики. Во-вторых, от импортозамещения, которое сейчас рассматриваем, мы перейдем к созданию того самого направления технологического лидерства с отраслевым тиражированием решений, в том числе на экспорт. Россия будет мощной ИТ-державой, это будет признано на всех рынках, а демодни будут проходить чаще и станут большими конференциями, смотрами достижений софтверного хозяйства России. И немаловажный момент: граждане поймут, почему в 2022–2024 годах было такое мощное внимание к этой сфере. В России будет все свое, как было в советское время в атомной энергетике, в области освоения космоса и т.п

Правительство поручило создать индустриальные центры компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений (ИЦК) летом прошлого года. Они призваны обеспечить переход ключевых отраслей экономики на отечественные технические решения. В настоящее время функционируют 35 ИЦК. Их курируют 16 отраслевых комитетов по ключевым секторам промышленности и социальной сферы – от машиностроения, металлургии и электроники до связи, образования, транспорта и экологии. ИЦК определяют приоритетные направления, виды и классы замещаемого программного обеспечения, а так же формируют технические задания для вендоров на разработку конкретных продуктов под потребности предприятий.

Стратегия цифровой трансформации РЖД логически увязана с деятельностью ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика». Компания взяла в разработку рекордное число ИТ проектов – восемь (от покупки билетов до ремонта вагонов). Все они утверждены отраслевым комитетом и реализуются за счет собственных средств холдинга. Это ключевые железнодорожные информационные системы в области управления движением, пассажирским и инфраструктурным комплексами.

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
email
Подписка на новости
Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности