РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:2Ranym7c39K
Фото
Екатерина Хитрова
Заместитель генерального директора АНО «НЦК ИСУ» (учреждено при участии холдинга «РЖД»)
Мнения
29 августа 2023 (12:46)
Связанные статьи
Екатерина Хитрова
Екатерина Хитрова
Заместитель генерального директора АНО «НЦК ИСУ» (учреждено при участии холдинга «РЖД»)
Мнения
29 августа 2023 (12:46)
Связанные статьи

С 1 января 2025 года государственным органам власти и государственным предприятиям запрещено применять иностранное ПО на объектах критически важной информационной инфраструктуры. Чтобы решить эту задачу, требуется отечественная ERP-система. О том, как идет работа по ее созданию, рассказывает Екатерина Хитрова, заместитель генерального директора АНО «НЦК ИСУ» (учреждено при участии холдинга «РЖД»).

Возможно ли при создании оте­чественной ERP-системы опереться на какие-либо существующие отечественные разработки?

По сути, сегодня отсутствуют готовые отечественные ERP-решения, которые бы в полной мере соответствовали требованиям крупных государственных и частных компаний, ответственных за функционирование наиболее значимых объектов критической информационной инф­раструктуры (КИИ). Все имеющиеся аналоги требуют существенной доработки функциональности, повышения надежности и производительности. Со своей стороны мы постарались консолидировать наработки компаний-партнеров с целью ускорить обеспечение технологической независимости государственных корпораций и крупных предприятий в классе систем управления ресурсами.

АНО «Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом» (НЦК ИСУ) учреждена в феврале 2023 года. Ее задача – консолидация компетенций крупнейших российских компаний для создания в кратчайшие сроки платформы национальной ERP-системы корпоративного уровня.
Ключевые задачи: 
Вопросы методологического обеспечения, разработки стандартов функциональных характеристик, сертификации программных решений и определения приоритетов развития национальной ERP-платформы вместе с производственным центром, который будет разрабатывать ERP-решения (платформу и корпоративный шаблон ERP).


Кто сегодня участвует в работе по созданию Национального центра компетенций по импортозамещению ERP-систем вместе с РЖД? Как распределены обязанности между партнерами?

В феврале 2023 года была зарегистри­рована автономная некоммерческая организация «Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом» на федеральной территории «Сириус». Активное участие в работе АНО, помимо холдинга «РЖД», принимают крупнейшие государственные корпорации: Госкорпорация «Росатом» и ПАО «Газпром нефть».
Круг участников проекта расширяется. В рамках конференции «ЦИПР-2023», например, было заключено соглашение о сотрудничестве между фирмой «1С» и АНО, в рамках которого уже иници­ирована работа по развитию платформы 1С в части ядра, определены приоритеты развития в соответствии с техническими требованиями, совместно сформулированными крупнейшими пользователями. Мы рассчитываем, что и другие вендоры, нацеленные на создание конкурентоспособной отечественной системы управления ресурсами, также воспользуются наработками АНО в части требований.
Кроме того, холдинг «РЖД» вместе с партнерами по АНО разрабатывает методологическую основу, включая целевую архитектуру, для отечественной композитной системы управления ресурсами.

Расскажите о целевых показателях, которым должна отвечать платформа. Как и с учетом чего они формировались?

Текущие версии ERP-систем, или, как их теперь называют, систем управления ресурсами (СУР), чаще всего представляют собой монолит по архитектуре. Тогда как все более очевидной становится потребность в создании решения, которое будет масштабируемым, гибким, кросс-функциональным, а также сможет обновляться без отключения пользователей. Система корпоративного уровня предполагается к реа­лизации в формате открытой платформы с предустановленным базовым слоем. Также предусмотрены уровни корпоративного шаблона, то есть соз­дание функциональности для субхолдинговых структур. В архитектуре системы предусмотрен слой отраслевых решений, что дает возможность компаниям сохранить ранее сделанные инвестиции и использовать в целевой системе свои специфические решения.
Важно отметить, что в системе предусмотрены средства быстрой интеграции внешних модулей и подсистем, уже внедренных в корпорациях.
Такие требования вызваны в первую очередь высоким уровнем разнородности бизнес-процессов крупных корпораций. При этом все участники проекта понимают, что в определенный момент будет более выгодным с точки зрения унификации пересмотреть ряд процессов, которые могут быть применимы к большинству крупных компаний, в том числе такое решение повысит прозрачность этих процессов.

ERP – это стратегия, в соответствии с которой информация обо всех аспектах деятельности компании консолидируется в пределах единой системы, что позволяет повысить эффективность управления. ERP-система автоматизации – инструмент, позволяющий воплотить эту стратегию.
Аббревиатура ERP расшифровывается как «планирование ресурсов предприятия».
Внедрение ERP-систем позволяет сократить объем ручной работы и транзакционных издержек, перевести работу всех структурных подразделений компании в единую информационную базу. Это поз­воляет оперативно вносить корректировки в планы, формировать отчетность, повысить эффективность взаимодействия между различными подразделениями.
Использование ERP-системы стало фактически необходимым условием работы для любой публичной компании уже с конца 1990-х годов. Наиболее известные сегодня разработчики ERP-систем в мире – компании Oracle, SAP, Microsoft.


Каковы будут функциональные возможности платформы? Какие основные модули будут входить в создаваемую ERP-систему?

Мы довольно адекватно оцениваем, что за два года невозможно полностью заменить западные решения, эволюцио­нировавшие в течение десятилетий, однако ставим перед собой задачу полностью закрыть общекорпоративные функции в максимальном объе­ме: учет и отчетность, управление закупками и цепочкой поставок. Но необходимо помнить об отраслевой специфике и в большей степени сосредоточиться на создании решения, которое позволит максимально интегрировать уже имеющиеся отечественные решения на единой платформе.

Фото

За два года невозможно заменить западные решения, эволюционировавшие в течение десятилетий


Как компания решает кадровый вопрос в части работы над проектом и дальнейшего функционирования платформы? Как будут готовиться специалисты, необходимые для реализации проекта?

Все мы столкнулись с дефицитом ИТ-специалистов, а главное, бизнес-архитекторов, имеющих большой опыт работы именно в крупных корпорациях, в какой-то момент все настолько сосредоточились на максимальном укомплектовании собственного штата, что в некотором смысле перегрели рынок. Мы также обсуждали это с нашими парт­нерами и достигли «джентльменского» соглашения работать слаженно на общую задачу, включая экспертов из различных компаний в рабочей команде.
Кроме того, в филиале компании «ОЦРВ», входящей в холдинг «РЖД», на территории инновационного научно-технологического центра «Сириус» разработаны программы не только по переобучению с SAP на 1С, но и по использованию Open Source. На текущий момент программу переподготовки прошли около 300 специалистов (консультантов и разработчиков, которые принимают активное участие в проектах по импортозамещению). До конца 2023 года переподготовку пройдут более 450 специалистов. Большинство корпораций идут по аналогичному пути и инвес­тируют в переобучение своих сотрудников, такого же подхода придерживаются и крупные интеграторы, специализировавшиеся ранее на внедрении западных решений.

Планируется, что пилотный проект внедрения ERP-системы стартует уже в I квартале 2024 года. Кто примет в нем участие?

В пилотном проекте примут участие те корпорации, которые формулировали основные функциональные требования к архитектуре платформы. Очевидно, что первым будет холдинг «РЖД». Полномасштабное пилотирование начнется в IV квартале 2024 года, при этом некоторые функциональные блоки уже запущены, в частности первая очередь блока «АС Закупки».

«Все столкнулись с дефицитом ИТ-специалистов, а главное, бизнес-архитекторов, имеющих реальный опыт работы именно в крупных корпорациях»

Как будет выстраиваться работа в рамках создаваемой системы, учитывая, что у заказчиков может быть разное понимание ее функцио­нальных возможностей и требований?

В данной ситуации как раз АНО будет предпринимать максимум усилий для того, чтобы синхронизировать ожидания заказчиков и будущих пользователей.

Как будет развиваться российский рынок ERP-систем? Насколько высоким может быть на них спрос?

Текущая ситуация определенным образом способствует развитию вендоров, которые готовы и хотят улучшать и продвигать свои продукты, слышать своих заказчиков и занимать освободившиеся сегменты рынка. Тем не менее тормозить развитие рынка ERP, в свою очередь, могут надежды на возвращение иностранных компаний, поиск зарубежных решений из дружественных стран и мысли о том, что как-нибудь все обойдется и пока можно переждать на работающем иностранном ПО, пусть и не очень легально. Но если начать анализировать риски для российских заказчиков, живущих не только сегодняшним днем, то, очевидно, стоит задуматься о переходе на отечественное ПО уже сейчас.

Фото

В первую очередь замещение должно быть объективно полезным и конкурентоспособным


Позволит ли создание отечественной ERP-платформы в перспективе полностью заместить иностран-ные аналоги?

Давайте сосредоточимся на этой цели, и в разумные сроки мы ее достигнем. В первую очередь это заме-щение должно быть объективно полезным и конкурентоспособным.

Мнения
29 августа 2023 (12:46)
Вернуться назад
Поделиться >

Журналы

Новости

В раздел
Более 1,5 млн документов ежемесячно оформляется через ГИС ЭПД

ГИС ЭПД станет основой Национальной цифровой транспортно-логистической платформы

03 июля 2025
Тестовый участок ВСМ планируется построить в 2027 году

Его протяженность составит 129 километров

03 июля 2025
Вышло обновление корпоративного мессенджера eXpress

На базе мессенджера функционирует Единая корпоративная система обмена сообщениями в РЖД

03 июля 2025
При строительстве ВСМ в России будут использованы новейшие цифровые решения

Проект выведет транспортную отрасль на новый уровень технологического развития

02 июля 2025

Важное

Платформа для соревнований
24 июня 2025
Грузоперевозкам добавят удобства
09 июня 2025
Новые возможности
27 мая 2025