РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
Эффективные инструменты цифровых бизнес-процессов
Тренды

Эффективные инструменты цифровых бизнес-процессов

Как РЖД, располагая одним из самых масштабных в стране комплексов работы с big data, развивает технологии управления данными

20:17, 30 октября 2023

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Содержание
Содержание

Национальный проект «Экономика данных» призван стать драйвером развития России. Использование big data позволяет в разы повысить эффективность анализа больших объемов информации.
Реализации планов правительства может помочь опыт ОАО «РЖД». Компания уже несколько лет активно развивает технологии управления большими данными и их защиты, в том числе с использованием квантового шифрования.

До конца этого года в России будет разработан национальный проект «Экономика данных», рассчитанный на период до 2030 года. За счет его реализации планируется объединить и реализовать существующие инструменты развития цифровой экономики, искусственного интеллекта и инновационных проектов, включая дорожные карты по развитию квантовых технологий.
О необходимости появления нац­проекта по формированию экономики данных заявил Владимир Путин. По его оценкам, это должно повысить качество работы и производительности, помочь росту зарплат, доступ­ности сервисов и услуг.

Фото: kremlin.ru
Фото: kremlin.ru

Президент РФ Владимир Путин:
«Наша принципиальная задача – перевести всю экономику и управление на качест­венно новые принципы работы на основе больших данных. При этом у нас должны быть не просто научные разработки и базовые решения, а вся технологическая и производственная цепочка».

Незаменимые данные

В настоящее время практически все цифровые решения и хай-тек-проекты основаны на данных. Внедрение технологий по управлению большими объемами информации значительно ускорится после увеличения государственного влияния на этот процесс.
В частности, активность чиновников поможет сформировать механизмы взаимодействия производителей и потребителей данных, в том числе урегулировать процессы купли-продажи, обмена массивами данных и их обогащения участниками рынка.

Технологическими партнерами и заказчиками нацпроекта «Экономика данных» выступят крупнейшие российские компании, в том числе РЖД, «Росатом», Газпромбанк


Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Новый нацпроект как раз позволит привлечь ресурсы и административное внимание к проблемам развития цифровой экономики. По оценке вице-премьера Дмитрия Чернышенко, появится своего рода «страховка того, что научные разработки будут продолжаться в отсутствие сформулированного на них сейчас большого гарантированного спроса».
Национальный проект «Экономика данных» будет включать мероприятия по сбору данных, развитию систем связи, разработке отечественных облачных и вычислительных решений, обеспечению безопасности данных, а также развитию технологий квантовых коммуникаций и шифрования.
Особый акцент при этом сделан на развитии суверенной инфраструктуры – работа с большими данными приобретает особый смысл в связи с угрозой нацбезопасности, которую несет зависимость от иностранных технологических платформ.

До 2030 года рассчитан национальный проект «Экономика данных»

В качестве технологических партнеров и заказчиков нового нацпроекта выступят крупнейшие российские компании. В их числе, по мнению вице-премьера Дмитрия Чернышенко, могут оказаться РЖД, «Росатом», Газпромбанк.
Желание власти привлечь к проекту «Экономика данных» технологических лидеров страны вполне логично. Так, в РЖД в данной сфере уже создан ряд наработок и продуктов, которыми холдинг мог бы поде-литься. Работа с большими данными проводится системно: применение технологии big data предусматривает Стратегия цифровой трансформации компании, актуализированная в этом году. Напомним: документ ориентирован на развитие ключевых цифровых платформ железнодорожного транспорта. Каждая платформа включает цифровые сервисы и продукты, созданные в том числе благодаря использованию больших данных.
«Для такой крупной организации, как Российские железные дороги, порядок в данных является основой ее успешной работы», – отмечает заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин.

Хранить и управлять

РЖД имеет развитую организационную структуру, ведет хозяйственную деятельность по различным направлениям, в связи с чем имеет многослойную доменную структуру данных, которые соотносятся с бизнес-процессами. В то же время до определенного момента в компании отсутствовали единый заполненный каталог (глоссарий) данных и репозиторий форм отчетности, из-за чего возникали большие временные за-траты на поиск информации. Много времени уходило на исследование, где и какие данные хранятся, какими документами регламентируются, по каким правилам формируются. Также отсутствовал единый инструмент по ведению реестра отчетов, бизнес-терминов и показателей, что приводило к созданию дублирующих отчетов, длительным срокам по предоставлению информации по зап­росам с уникальным набором показателей, ошибкам в интерпретации данных.

Фото: Станислав Красильников/ ТАСС
Фото: Станислав Красильников/ ТАСС

Президент Ассоциации больших данных Анна Серебряникова:
«ИТ-отрасль с 2020 года получает значительную поддержку со стороны государства, что помогает успешно преодолевать санкционное давление и конъюнктурные изменения рынка. Однако для продолжения развития ИТ-отрасли необходимо сотрудничество между государством и бизнесом. Создание этого взаимодействия и сам контур взаи­модействия – это вызов, который стоит перед нами сегодня».

Чтобы упорядочить процесс работы с массивами информации, в 2018 году в компании начала создаваться корпоративная система управления данными (КСУД). Было проанализировано более 100 информационных систем компании, 40 из которых определены как источники данных, остальные признаны потребителями данных.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

В настоящее время КСУД охватывает все критически важные данные, необходимые для статистического, бухгалтерского и управленческого учета компании. Она включает в себя глоссарий бизнес-терминов, репозиторий форм и аналитических справок, банк метаданных и диаграммы происхождения, жизненного цикла и потоков данных. Систему используют уже более 9 тыс. специалистов-железнодорожников разного уровня, работающих с аналитикой. Работа над совершенствованием системы управления данными продолжается. Планируется, что созданные решения и методологические практики будут масштабированы на все бизнес-подразделения холдинга «РЖД».
Еще одна разработка компании в области сбора и обработки big data – платформа «Корпоративное хранилище данных» (КХД РЖД).

Более 9 тыс. специалистов-железнодорожников  разного уровня, работающих  с аналитикой, уже используют КСУД


В феврале этого года она была зарегистрирована в реестре российского программного обеспечения.
Внедрение Корпоративного хранилища данных позволяет повысить качество данных за счет их консолидации из различных систем и устранения несостыковок информации при этом. Как результат планируется снизить затраты на интеграцию данных и обеспечение их качества в дальнейших комплексных BI-проектах. Кроме того, повышается качество метаданных и документации по работе с данными в целях получения более точных результатов и оперативного использования внедряемых решений.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Составной элемент КХД – платформа РЖД в Национальной системе управления данными (НСУД). Проект по автоматизации процесса обмена информацией с федеральными органами исполнительной власти через НСУД холдинг «РЖД» реализовал в 2022 году, первым из гос­компаний в стране.
НСУД является ключевым элементом госуправления в рамках национального проекта «Цифровая экономика». Информационный обмен данными осуществляется через Подсистему обеспечения доступа к данным (ПОДД) Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Благодаря реализации этого проекта автоматизирован процесс обмена информацией между компанией и федеральными органами исполнительной власти. В частности, появилась возможность автоматизировать процесс обмена информацией с Пенсионным фондом России.

Данные под защитой

В условиях повсеместной замены иностранного софта перед компанией встала задача поиска отечественного ИТ-решения по защите используемой информации. Для обеспечения надежности и безопасности данных в РЖД проведено комплексное функцио­нальное и нагрузочное тестирование различных систем управления базами данных (СУБД). Способность поддерживать задачи любой сложности с нужной производи-тельностью и в полном объеме показала система, разработанная российской компанией Postgres Professional. В результате холдинг приобрел безлимитную лицензию на использование этого программного обеспечения, подписав трехлетнее соглашение с компанией Postgres Professional и став самым крупным российским заказчиком данного разработчика.

Фото: Иван Шаповалов/пресс-служба ОАО «РЖД»
Фото: Иван Шаповалов/пресс-служба ОАО «РЖД»

Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров:

«У нас 4 центра обработки данных, 16 дорожных вычислительных центров, более 260 тыс. автоматизированных рабочих мест. ОАО «РЖД» активно развивает собственные ИТ-решения и является якорным заказчиком таких технологий на рынке. Мы заинтересованы в сильных партнерах для обеспечения высоких темпов цифровой трансформации и импортозамещения.

По мнению генерального директора Postgres Professional Олега Бартунова, разработка поможет РЖД развивать цифровые сервисы, в основе которых лежат постоянно растущие объемы данных. «Для нас появление еще одного крупного заказчика – это новые возможности по развитию технологий и совершенствованию продукта», – отметил он.
СУБД включает в себя большое количество уникальных функций, обеспечивающих максимальную надежность и высокую производительность системы в отличие от многих зарубежных аналогов. Это позволяет ей решать самые сложные промышленные задачи.

Сейчас СУБД Postgres Professional используется как для работы с корпоративной системой управления данных (КСУД), так и с другими загруженными платформами, обеспечивающими важнейшие производственные процессы РЖД, среди которых:
◆ оформление перевозочных документов в системе электронного документооборота от отправления до прибытия, ввода и обработки различных типов вспомогательных документов;
◆ управление пассажирскими перевозками;
◆ асинхронный обмен сообщениями автоматизированных систем РЖД;
◆ планирование и контроль исполнения местной работы.

Усилия по внедрению технологий по управлению данными привели к ожидаемому результату. Сегодня РЖД располагает одним из самых масштабных в стране комплексов работы с большими данными.
При этом компания планирует и дальше совершенствовать методы сортировки и анализа big data. Так, в ходе XXVI Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2023) РЖД, ВТБ и Т1 подписали соглашение о сотрудничестве в области информационных технологий. В планах – построение платформы для облачных вычислений и разработка программно-аппаратных комплексов для обработки больших данных.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Дорогу квантам

В крупных компаниях собираются и хранятся большие объемы данных, для защиты и безопасной передачи которых необходимо применять современные инновационные решения. Одно из таких решений – квантовые коммуникации. Это инновационный способ безопасной передачи сообщений и информации на большие рас-стояния.
В этом году правительство утвердило Концепцию регулирования отрасли квантовых коммуникаций до 2030 года. РЖД в этой работе отведена главенствующая роль, поскольку компания в соответствии с подписанным в 2019 году соглашением о намерениях с правительством, ответственна за развитие в стране высокотехнологичного направления «Квантовые коммуникации».

Ключевая особенность квантовых коммуникаций – возможность построения абсолютно защищенных от взлома систем связи, в которых неизменность и достоверность передаваемой информации гарантируются физическими принципами, а не математическими алгоритмами, как в существующих криптографических системах. Квантовые технологии в перспективе позволят обеспечить высочайшую скорость и защищенность данных.
На железнодорожном транспорте эта технология даст возможность, в частности, создавать защищенные системы сбора данных о состоянии инфраструктуры и системы передачи управляющих сигналов, которые невозможно подменить. В более отдаленной перспективе применение квантовых коммуникаций возможно в беспровод­ной связи, в том числе спутниковой.

Как сообщил заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Анатолий Храмцов, в настоящее время инфраструктура компании объединяет более 75 тыс. км волоконно-оптических сетей и собственные системы связи по всей стране. Созданы сегменты магистральной квантовой сети Москва – Санкт-Петербург и Москва – Нижний Новгород общей протяженностью 1147 км. До конца 2023 года она достигнет 2,5 тыс.км. «К концу 2024 года будем иметь 7 тыс. км, а к 2030 году планируем удвоить протяженность наших защищенных сетей», – подчеркнул Анатолий Храмцов.

РЖД совместно с АНО «Центр обеспечения цифровой трансформации» разработали профессиональный стандарт «Специалист по исследованиям и разработкам в области квантовых коммуникаций»

Люди для технологий

Реализацией мероприятий нацпроекта «Экономика данных», то есть разработкой, развитием и внедрением технологии big data в различных отраслях, будут заниматься профессионалы, обладающие соответствую-щей квалификацией.
Их подготовке в настоящее время отводится особое внимание. Следуя запросам крупнейших работодателей, учебные заведения открывают актуальные программы подготовки. Так, образовательная и научная повестка транспортных университетов учитывает воп­росы применения технологии big data – это заложено в Концепцию подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года, разработанную Минтрансом и утвержденную Правительством РФ. Например, в Российском университете транспорта (МИИТ) реализуется магистерская программа «Информационная аналитика и технологии больших данных (big data)», по которой будущие специалисты обучаются методам и технологиям информационной аналитики. После получения диплома они могут быть трудоустроены в том числе в профильные подразделения холдинга «РЖД».

Изображение сгенерировано с помощью нейросети Midjourney
Изображение сгенерировано с помощью нейросети Midjourney

До конца этого года для студентов железнодорожных вузов также планируется создать платформы дополнительного обучения по программам роботизации, искусственного интеллекта и big data. Инициатором этой работы выступил Координационный совет институтов научного отраслевого комплекса (НОК) ОАО «РЖД».
Действующие железнодорожники получили возможность повысить квалификацию в сфере работы с большими данными внутри компании – с этой целью для них разработана соответствующая образовательная программа.

Для работы с квантовыми технологиями тоже нужны грамотные кад­ры. Требования к их квалификации описаны в профессиональном стандарте «Специалист по исследованиям и разработкам в области квантовых коммуникаций», разработанном РЖД совместно с АНО «Центр обеспечения цифровой трансформации» и утвержденном в этом году. Новый стандарт станет ориентиром для актуализации действующих и разработки новых образовательных стандартов и программ в сфере высшего образования. Это позволит добиться единообразия в подготовке высококвалифицированных специа­листов, имеющих именно тот уровень квалификации, который необходим сотрудникам, работающим в области квантовых коммуникаций или являющихся потенциальными пользователями таких технологий.

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
Ошибка
email
Подписка на новости

РЖД цифровой

Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности