«Цифровая трансформация охватывает каждый участок деятельности холдинга РЖД»
Новые технологии позволяют повысить степень безопасности операций и уровень взаимного доверия всех участников процессов
18:51, 12 января 2024
Цифровая трансформация на российских железных дорогах длится уже несколько лет. О том, каких целей уже удалось достигнуть, а какие задачи будут реализованы в ближайшем и отдаленном будущем, рассказывает заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин.
Цифровая трансформация охватывает каждый участок деятельности холдинга «РЖД». Наряду с внедрением современных технологий в компании происходят изменения бизнес-процессов и корпоративной культуры.
В рамках цифровой трансформации любые сервисы или технологии рассматриваются как инструменты, которые позволяют сделать бизнес более эффективным и конкурентным. То есть, например, внедрение электронного документооборота или блокчейн должны принести конкретный, осязаемый результат: сократить расходы либо создать добавленную стоимость в виде новой услуги.
В ближайшие 10–15 лет ИИ будет интегрирован во многие информационные системы, большая часть взаимодействия между которыми будет осуществляться без участия человека
Чтобы просчитать все результаты внедрения даже одного сервиса, необходимо время и всесторонний анализ. Одна и та же технология, в зависимости от того, как или где ее применяют в компании, может давать разные эффекты. Допустим, экономию времени, денег, повышение степени контроля или увеличение доходной базы, объема перевозок.
Любая новая цифровая технология может быть внедрена на российских железных дорогах только после подтверждения ее соответствия требованиям безопасности и экономической эффективности.
Эти последствия мы просчитывали, когда готовили актуализированную Стратегию цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года, и проверяем эти данные регулярно, когда прорабатываем новые инициативы.
Также мы определили комплекс приоритетных цифровых технологий, от которых ожидаем наибольшей эффективности при их внедрении в деятельность компании. Это технологии распределенного реестра, интернета вещей, цифрового двойника. Они гарантируют точность и достоверность данных, позволяют делать качественную предиктивную аналитику, осуществлять ремонт по фактическому состоянию, создавать доверенную среду в грузовых перевозках. Кроме этого, мы большое внимание уделяем развитию технологий искусственного интеллекта, больших данных, виртуальной и дополненной реальности, квантовых коммуникаций.
Абсолютно логично, что развитие цифровых технологий сопровождается ростом рисков, которые эти технологии в себе несут. Но если исходить из того, что цифровая трансформация осуществляется людьми и для людей, большую часть этих угроз можно минимизировать или полностью ее избежать.
Стратегия цифровой трансформации ОАО «РЖД» в числе основных принципов изменения технологической архитектуры компании предусматривает платформенный подход. В частности, для достижения бизнес-целей мы развиваем семь цифровых платформ – по ключевым направлениям деятельности. При этом через все проекты и сервисы красной нитью проходят вопросы обеспечения безопасности движения поездов, а также информационной безопасности – непрерывной и надежной работы наших сервисов и систем, защиты наших ресурсов.
Угрозы в сфере информационной безопасности мы всегда воспринимали как существенные риски, влияющие на стабильность и надежность функционирования всей железнодорожной системы. Для защиты от них мы проводим системную работу. Сформировали многоступенчатую или эшелонированную защиту. На переднем крае – программно-аппаратные комплексы. Планы реагирования на инциденты разработаны и утверждены по всем объектам критической информационной инфраструктуры РЖД. Следующий элемент – выстроенные партнерства и взаимодействия со специалистами в сфере информационной безопасности. В частности, мы проводим регулярный анализ защищенности информационной инфраструктуры как по внешнему, так и по внутреннему периметру с привлечением экспертных организаций.
Все, что мы делаем, должно пойти не во вред человеку, а ему на пользу
Вовсе нет. Новые технологии позволяют повысить степень безопасности операций и уровень взаимного доверия всех участников процессов. Главное – применять их в совокупности, чтобы они взаимодополняли друг друга.
Так, формирование доверенной среды между РЖД и нашими партнерами осуществляется благодаря внедрению технологии распределенного реестра. Блокчейн делает прозрачным процесс принятия решений при их разрешении. Любое изменение данных в такой системе не остается незамеченным.
Национальная ERP-система будет открытой платформой, заказчики смогут разработать свои решения и интегрировать их с типовым шаблоном
С помощью возможностей блокчейн и смарт-контрактов доверенная среда создается при работе с сервисными компаниями в области локомотивного хозяйства, производителями железнодорожной техники, используем в процессе оказания логистических услуг при взаимодействии с грузоотправителями и партнерами – другими транспортными компаниями. Однако при этом остается риск внешнего вмешательства: кто-то извне может сломать защиту и исказить данные. В этой ситуации претензии будут предъявлять тому контрагенту, в чьем узле была изменена информация.
В то же время применение квантовых технологий как раз не дают возможности исказить данные путем внешнего воздействия. Это хорошее и надежное решение для поддержания доверенной среды, придания ей еще большей устойчивости.
Пока блокчейн и квантовые коммуникации мы внедряем в отдельные процессы, но фактически на эти технологии мы можем перевести большое количество функциональных задач и взаимодействий. Защитив данные в блокчейн квантами, мы обеспечиваем абсолютную надежность и достоверность информации, циркулирующую внутри системы.
Переход на отечественное ПО и оборудование – процесс небыстрый. Планомерная работа ведется нами несколько лет. Но это того стоит. В масштабах крупной госкомпании, такой как «Российские железные дороги», технологический суверенитет означает возможность свободного применения необходимых нам технологий и инструментов без риска для безопасности.
В первую очередь мы были нацелены на переход на отечественные ИТ-технологии в тех производственных процессах, которые оказывают влияние на сферу управления движением. Но постепенно расширяем фронт работ.
Новые технологии позволяют повысить степень безопасности операций и уровень взаимного доверия всех участников процессов. Главное – применять их в совокупности
Скорость импортозамещения не самое главное. Работа по переводу систем на отечественный софт не сводится только к замене импортных решений. У наших проектов появляется новый функционал, аналогов которого нет за рубежом. Система ЭТРАН и система управления пассажирским комплексом «Экспресс» нового поколения по функциональным возможностям опережают конкурентные системы зарубежных производителей. То есть мы работаем на импортоопережение.
Еще один пример – проект создания программного комплекса для моделирования и прогнозирования пассажиропотоков. Ожидается, что результатом его внедрения станет ежегодная экономия инвестиционных затрат в размере 30–50 млрд руб., ежегодный прирост выручки за счет оптимизации тарифов достигнет 7–10 млрд руб. Для его эффективной работы разработана и утверждена методика с учетом распределения междугородных пассажиропотоков по территории агломераций и транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Проект наверняка вызовет большой интерес со стороны региональных администраций.
Работа по переводу систем на отечественное программное обеспечение не сводится только к замене импортных решений. У наших проектов появляется новый функционал, аналогов которого нет
Идет работа над созданием отечественной ERP-системы. Это будет уникальный продукт для российского рынка. По сути, на нем сегодня отсутствуют готовые отечественные ERP-решения, которые бы в полной мере соответствовали требованиям крупных государственных и частных компаний.
Национальная ERP-система будет представлять собой открытую платформу с предустановленной функциональностью, все заинтересованные заказчики смогут разработать свои решения и интегрировать их с типовым шаблоном системы, а также развивать типовой шаблон в своих целях.
Мы отталкиваемся от того, что в результате деятельности ИЦК должны появиться не просто корпоративные системы, которыми смогут воспользоваться сами участники работы центра. Необходимо создать рыночные программные продукты, востребованные в том числе и внешними компаниями.
Как следствие, все реализуемые в рамках ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика» проекты имеют высокий коммерческий потенциал – для дальнейшего тиражирования в транспортных, логистических, инфраструктурных компаниях, например метрополитенах.
Среди них уже есть системы высокой степени готовности. Например, завершен перевод автоматизированной системы ЭТРАН НП на импортонезависимую платформу. Это новый российский сервис, внесенный в реестр отечественного ПО.
Другой пример – «АРМ кассира», это полностью отечественная разработка, созданная под операционную систему Astra Linux. Это не просто импортонезависимое цифровое решение, но оно еще и превосходит зарубежные аналоги по функциональности и устойчивости. И что не менее важно, это универсальный продукт, подходящий не только для РЖД, но и для всей транспортной системы России».
Важно, чтобы взаимодействие между компаниями – участницами ИЦК не ограничивалось отбором и реализацией проектов. Так, мы организовали обмен опытом импортозамещения и готовыми цифровыми решениями: провели специальный семинар, на котором рассмотрели принятые членами ИЦК подходы к организации работы, поделились информацией о реализуемых проектах, собственных разработках, в том числе и в области информационной безопасности.
Таким образом, в рамках ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика» мы стремимся обменяться опытом с другими ИЦК и другими компаниями, чтобы укрепить позиции отрасли.
Перспективные цифровые технологии для РЖД
◆ Автоматическая идентификация и отслеживание
◆ Управление пользовательским опытом
◆ Автоматизация рутинных операций (RPA)
◆ Облачные технологии
◆ Носимые устройства
◆ Процессное управление организацией
◆ Электронные площадки
◆ Аналитика на базе машинного обучения
◆ Сервисная модель
◆ Предсказательная диагностика
Есть какие-то факторы, которые сдерживают темп импортозамещения?
В этой работе не стоит фокусироваться только на технических вопросах. Необходимо также анализировать нормативную базу. Поскольку в противном случае может получиться так, что подготовленное решение невозможно будет использовать, потому что оно нелегитимно.
Этот тезис актуален для любых цифровых технологий. Например, сейчас невозможно пойти в суд с записями блокчейн, как с бумажным договором. Они не имеют юридической силы, необходимого юридического статуса. Вопросы цифрового моделирования также не в полной мере урегулированы.
По внедрению биометрии мы делали эксперимент и уже столкнулись с тем, что существующее законодательство в транспортной безопасности не позволяет нам применять эту технологию – должны быть внесены соответствующие изменения.
Частично эти проблемы внедрения цифровых решений может снять механизм экспериментально-правовых режимов (ЭПР). Беспилотные грузовики КамАЗ сейчас тестируют именно с его помощью. Для наших проектов по использованию беспилотной «Ласточки» вопросы подобного правового обеспечения тоже могли бы быть актуальны.
Мы сейчас живем по Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года, но уже понимаем, в каком направлении будут развиваться «Российские железные дороги» в течение ближайших 10–15 лет. Это дает нам возможности и время адаптироваться.
Главная, масштабная задача в процессе этой адаптации – научить людей, во-первых, не бояться технологий и, во-вторых, пользоваться ими в своих повседневных рабочих процессах. В этом контексте на первый план выходит развитие цифровой культуры, что чуть ли не важнее внедрения технологий. Ведь можно оснастить рабочие места самым инновационным софтом, а люди не будут им пользоваться, продолжая работать по старинке.
Поэтому одна из ключевых задач цифровой трансформации в РЖД – показать сотрудникам, что с помощью новых технологий можно работать более продуктивно, освобождая себя от рутинных операций, отдавая больше времени творческим, интересным задачам.
Для этого мы проводим системную работу по цифровому обучению сотрудников, рассказываем о том, каких эффектов можно добиться, применяя цифровые инструменты, мотивируем людей развиваться в этом направлении. В проекты обучения вовлекаем руководителей подразделений, специалистов по работе с цифровыми технологиями, бизнес-аналитиков, продуктовые команды.
Цель – переход на эффективное цифровое взаимодействие со всеми контрагентами – государством, клиентами и партнерами. Рутинные операции будут выполняться автоматически, а профильные специалисты будут применять свои навыки более эффективно, в том числе для принятия точных и оперативных управленческих решений.
Кроме этого, будут созданы новые виды бизнеса, которые без цифровых технологий было сложно представить, в том числе дополнительных сервисов для клиентов-грузоотправителей и пассажиров.
Чтобы достичь максимального эффекта, важно, чтобы цифровая трансформация затрагивала не только РЖД. Недавно на стратегической сессии по формированию национального проекта «Экономика данных» глава правительства Михаил Мишустин обозначил, что одной из главных задач на этом пути должно стать устранение «цифрового неравенства». И действительно, пока внедрение цифровых решений остается лишь делом нескольких, пусть и крупных корпораций, перевести на цифровые рельсы всю экономику страны невозможно. Необходимо, чтобы экосистемы разных секторов взаимодействовали, онлайн-платформы были доступны всем потребителям в любой точке страны.
Чтобы решить эту задачу, предстоит провести большую работу. Создать единую цифровую инфраструктуру в каждом регионе и во всех сферах – на транспорте, в здравоохранении, ЖКХ, образовании, энергетике. Создать современные решения для обработки данных, удобные электронные платформы, модернизировать инфраструктуру. Не сомневаюсь, в ближайшие 10–15 лет многие из стоящих сегодня задач будут успешно решены.