РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
Транспортно-логистическому комплексу «прописали» цифровизацию
Новости

Транспортно-логистическому комплексу «прописали» цифровизацию

Участники конференции «TRANSit 2023: логистика для бизнеса» позитивно оценивают перспективы отрасли.

16:35, 28 марта 2023

Содержание
Содержание

Несмотря на турбулентность минувшего года, транспортная отрасль пережила 2022-й в целом неплохо. Прогнозы на будущее тоже умеренно оптимистические. Участники мероприятия были единодушны: альтернативы технологическому развитию нет, и основой логистики будущего станут интернет вещей, роботизация и искусственный интеллект. 

Статистика подтверждает наблюдения выступавших на конференции: обвала не случилось. По данным Росстата, суммарный объем перевозок грузов российским транспортным сектором по итогам 2022 года составил 7,95 млрд тонн. Это всего лишь на 1,2% меньше, чем за 2021 год. 

Повод для оптимизма

Объем перевозок автомобильным транспортом за 2022 год и вовсе подрос, пусть и незначительно (+1% в годовом выражении). Объем перевозок грузов по сети РЖД, по данным компании, в 2022 году по сравнению с предшествующим годом снизился на 3,9% (до 1,4 млрд тонн). Это касается всей номенклатуры грузов, кроме строительных, что объясняется крупными инфраструктурными проектами и масштабным жилищным строительством.

Железнодорожные перевозки продемонстрировали высокую устойчивость по итогам 2022 года за счет переориентации на рынки дружественных стран, которая, впрочем, осложнялась недостаточной пропускной способностью сети в Забайкалье и на Дальнем Востоке. На решение этой проблемы направлен федеральный проект «Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог». По планам увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба к 2024 году должно составить 180 млн тонн (+14% к 2022-му), к 2027-му – 197 млн тонн (25% к 2022 году).

Серьезным вызовом для железнодорожной отрасли стал уход в 2022 году ключевых зарубежных производителей. Он осложнил среди прочего локализацию производства кассетных подшипников, важного компонента для производства инновационных грузовых вагонов (с повышенной нагрузкой 25 т на ось). Ближе к концу года остроту проблемы удалось несколько купировать за счет импорта подшипников из КНР и Узбекистана, а также локализации производства в РФ.

Причины устойчивости транспортной отрасли выступившие на конференции эксперты группы компаний Б1 (в прошлом – российское подразделение EY) объясняют тремя факторами. Во-первых, спад российской экономики оказался не таким глубоким, как считали в начале 2022 года, что обеспечило сохранение внутренних объемов спроса. Во-вторых, отрасль поддержала переориентация торговых связей. Укрепление сотрудничества с дружественными странами позволило компенсировать сокращение торговли. В-третьих, удалось оперативно реорганизовать цепочки поставок. Построение новых логистических маршрутов в РФ частично способствовало росту внутренних объемов перевозки грузов. 

В будущее участники рынка и аналитики смотрят с изрядной долей оптимизма. Например, в группе компаний Б1 прогнозируют рост перевозок на 1% в год в среднесрочной перспективе. Помогут как усилия государства (выделение финансирования на программы льготного лизинга и развития инфраструктурных проектов, а также запуск в сентябре 2022 года системы электронных перевозочных документов), так и переход на цифровые рельсы. 

Ближайшее будущее транспорта и логистики – за автономными системами. Фото: Shutterstock/FOTODOM
Ближайшее будущее транспорта и логистики – за автономными системами. Фото: Shutterstock/FOTODOM

Ставка на технологии

Из выступлений на конференции «TRANSit 2023: логистика для бизнеса», организованной компанией «3К Ивентс», следует вывод: потенциал роста транспортной отрасли будет реализован во многом за счет цифровизации. Несмотря на существующие в РФ барьеры (низкая скорость и качество интернета в регионах, устаревшие стандарты и нормативно-правовое регулирование, проблемы с доступом к оборудованию ПО из-за санкций, а также дефицит профессиональных кадров), альтернативы технологическому развитию нет, и основой логистики будущего станут интернет вещей, роботизация и искусственный интеллект.

На довольно высоком уровне развития уже сейчас находятся роботизация процессов, интернет вещей, блокчейн, цифровые двойники, искусственный интеллект. Зарождаются перспективные технологии: роботизация складского хранения и дополненная реальность. Ближайшее будущее транспорта и логистики – за автономными системами. Например, общий объем услуг по доставке беспилотным транспортом будет расти на 11% в год, свидетельствует прогноз группы компаний Б1. Доля рынка беспилотных доставок от всего рынка доставок последней мили к 2025 году составит в 10–13%, к 2030 году – 15–20%.

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
email
Подписка на новости
Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности