![«Артэкспресс»: не сбавляем ход](/upload/iblock/31b/ak183rnfq1o0ujsqf6o4z2o8p0oq4aww.jpg)
«Артэкспресс»: не сбавляем ход
Как проходил первый конкурс цифрового искусства и что будет дальше
18:54, 19 октября 2023
В начале октября завершился первый конкурс цифрового искусства «Артэкспресс», организованный компанией «Медиа-Сервис» и редакцией RZD.Digital. Его темой стало будущее российских железных дорог. Из 155 работ, сгенерированных участниками с помощью нейросетей и присланных на конкурс, жюри отобрало четырех победителей. Еще две лучшие работы были выбраны в рамках спецноминаций от партнеров конкурса.
Появление конкурса «Артэкспресс» – свидетельство того, насколько важной частью нашей жизни стали цифровые технологии. Если несколько лет назад работа с нейросетями и искусственным интеллектом велась исключительно в научной плоскости, сейчас они применяются во множестве сфер, таких как транспорт, медицина, безопасность, финансы и т.д. Любой пользователь сети Интернет может сегодня воспользоваться этими технологиями для принятия решений, прогнозирования, анализа всевозможных данных, распознавания и создания образов.
![Конкурсная работа Гурама Гокеяна](/upload/iblock/0b2/237x8d0ejuh1jie9ae5tzg986qf2vm3v.jpg)
«Любые конкурсы – это своего рода формат краудсорсинга, когда огромная аудитория делится своим креативом. В итоге организаторы получают новые творческие идеи, оригинальный контент от заинтересованного сообщества. Участники конкурса прислали нам большое количество прекрасных цифровых рисунков. Не исключаем, что с некоторыми авторами мы продолжим сотрудничество и за пределами конкурса», – говорит генеральный директор ООО «Медиа-Сервис» Владимир Змеющенко.
Участники конкурса «Артэкспресс» должны были с помощью текстового запроса к нейросети сгенерировать изображение по заданной теме – «Будущее российских железных дорог». При желании полученный рисунок можно было доработать в графических редакторах. Заявить на конкурс каждый участник мог не более трех работ. «Артэкспресс» проходил с 11 сентября по 3 октября: рисунки принимались до 21 сентября, после чего начиналась работа жюри.
Чем «Артэкспресс» отличался от других конкурсов цифровых рисунков, так это тематикой. Портал RZD.Digital рассказывает о самых передовых цифровых разработках, применяемых на сети российских железных дорог. «Нам было интересно узнать, каким видят пользователи перспективы развития этой отрасли, какими могут быть в дальнейшем технологии и сервисы в сфере железнодорожного транспорта», – говорит главный редактор RZD.Digital Кирилл Пальшин.
![Конкурсная работа Александра Павлова](/upload/sprint.editor/4de/wg3rca3tc6y7n6krh97vh2wyfpnd8pjd.jpg)
Для определения победителей были сформированы четкие критерии, по которым работы допускались на конкурс и оценивались. Каждый рисунок рассматривался с точки зрения художественного мастерства (баллы выставлялись за технику и качество исполнения), оригинальности замысла, а также качества и сложности технического исполнения. По каждому критерию работы оценивались жюри по пятибалльной шкале.
В состав жюри были приглашены эксперты железнодорожной отрасли и сферы дизайна:
◆ Сергей Висленев, генеральный директор «РЖД – Цифровые пассажирские решения»
◆ Александр Мискарян, генеральный директор «РЖД-Технологии»
◆ Михаил Лавров, пресс-секретарь «РЖД-Технологии»
◆ Владимир Змеющенко, генеральный директор ООО «Медиа-Сервис»
◆ Вячеслав Береснев, исполнительный директор АЛРИИ
◆ Вадим Булгаков, дизайнер, арт-директор, диджитал-продюсер, куратор и преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ
◆ Олег Пащенко, медиахудожник, дизайнер и иллюстратор, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ
◆ Кирилл Пальшин, главный редактор RZD.Digital
◆ Юлия Осинцева, старший дизайнер RZD.Digital
На конкурсе разыгрывались три призовых места. Еще два победителя определялись в специальных номинациях от партнеров «Артэкспресса». Одна из них – «Самый яркий цифровой рисунок» от платформы Zerocoder. В данной номинации оценивались цветовые и стилистические решения конкурсных работ. Вторая – «Самое оригинальное ИИ решение» от Ассоциации лабораторий по развитию искусственного интеллекта. Здесь оценивалась оригинальность конкурсного рисунка, нестандартный подход к изложению темы в работе.
![Конкурсная работа Оксаны Мотасовой](/upload/iblock/06a/aopgdz66c5kkl0g6o1560rhcxmx9bjjq.jpg)
Планировалось, что еще один победитель будет определен по итогам онлайн-голосования на сайте RZD.Digital. Любой желающий мог проголосовать за понравившуюся работу. Однако из-за масштабных накруток голосов организаторам конкурса пришлось отказаться от этой номинации: объективно определить победителя в таких условиях было невозможно. Вместо этого была введена еще одна номинация – «Герои железных дорог» – от редакции RZD.Digital. В ней оценивались мастерство и оригинальность в создании персонажа, воплощающего образ будущего железнодорожной отрасли.
Призы конкурса «Артэкспресс»:
1-е место – 30 тыс. рублей
2-е место – 25 тыс. рублей
3-е место – 15 тыс. рублей
Номинация «Герои железных дорог» – 30 тыс. рублей
Номинация «Самый яркий цифровой рисунок» – место на образовательном курсе «Нейросети: от принципов к практике» от платформы Zerocoder
Номинация «Самое оригинальное ИИ-решение» – приглашение на форум об искусственном интеллекте «Россия. Искусственный интеллект 2024» от Ассоциации лабораторий по развитию искусственного интеллекта (АЛРИИ)
Всего на конкурс поступило более 160 работ. К сожалению, не все из присланных рисунков соответствовали заданной тематике и условиям. В результате к участию было допущено 155 работ от 67 авторов. Очень многие работы отличались оригинальностью, необычными решениями.
![Конкурсная работа Валерии Дьячковой](/upload/iblock/6e9/qo4xsh5ilpapqdh3kirdc3ssm12yntd6.jpeg)
«Несмотря на общепринятое представление о железнодорожной отрасли как консервативной, участники смогли привнести в ее визуальную составляющую много действительно креативных и интересных идей. Надеюсь, лучшие из работ окажутся в определенном смысле пророческими и мы увидим воплощение идей, запечатленных в работах участников, в материальном мире. От лица АЛРИИ выражаю благодарность организаторам конкурса «Артэкспресс» за возможность широкого освещения вопросов цифрового искусства, взаимодействия творцов с искусственным интеллектом и будущего железных дорог России»,– сказал исполнительный директор АЛРИИ Вячеслав Береснев.
Партнерами конкурса стали:
◆ Школа дизайна НИУ ВШЭ
◆ АНО «Цифровая экономика»
◆ Обучающая онлайн-платформа Zerocoder
◆ АЛРИИ
◆ Медиаканал «Цифровой транспорт»
◆ Научно-популярное медиа «Изборник»
Более недели жюри проводило оценку конкурсных работ. В результате были определены победители.
Первое место заняла работа Виктории Абрамовой «Хорек». Автор прислала на конкурс три оригинальных цифровых рисунка железнодорожных экспрессов. В создании их образов использованы темы животного мира.
![Конкурсная работа Виктории Абрамовой](/upload/sprint.editor/daa/eyj8go3fivf4vtrb5lt9nc2y236x16n5.jpg)
Второе место получила работа Александра Чернышева «Всепогодный автономный ревизионно-ремонтный комплекс дальнего радиуса действия». «Это комплекс для исследования, дефектоскопии и ремонта железнодорожного пути. Он полностью автономен и управляется нейросетью «Путь 2.0.», разработанной РЖД. В носовой части комплекса размещается тяжелый андроид для возможности ремонта путевой инфраструктуры, например мостов», – рассказал автор о своей работе.
![Конкурсная работа Александра Чернышева](/upload/iblock/397/w3vpfxwy1a0606jd6zs93r4d00xy7x0s.png)
Третье место заняла работа Анны Лукьянец «Осенний ветер». Основной образ рисунка – стремительный железнодорожный экспресс. Автор выбрал необычную цветовую гамму для своей работы. По словам Анны Лукьянец, она окончила университет по направлению «педагогическое образование». «Была у меня дисциплина «компьютерная графика в дизайне», очень любила ее. Так сложилось, что моя любовь к графике продолжается по сей день. Я педагог дополнительного образования в ДТ «Кванториум», активно с детьми внедряем в свой учебный процесс нейросети. Об «Артэкспрессе» узнала в Telegram, подбирая конкурсы для своих учеников. Решила попробовать свои силы. Замечательный опыт, спасибо вам огромное! Обязательно еще раз приму участие», – рассказала она.
![Конкурсная работа Анны Лукьянец](/upload/iblock/443/yh8tk4hqgd7hie4kzlm601brxulnup5f.png)
В номинации «Герои железных дорог» редакция RZD.Digital определила победителем работу Ирины Булатниковой «Робот-двойник помогает выполнять высокоточные работы по анализу состояния пути». Как знать, возможно, вскоре именно такие роботы действительно будут применяться в железнодорожной инфраструктуре. Разработки в сфере ИИ и роботизации сегодня активно ведутся и тестируются на сети российских железных дорог.
![Конкурсная работа Ирины Булатниковой](/upload/iblock/c5d/htc867e9k6m8fa7qlqp97d6i3f89tckm.jpeg)
Автором «Самого яркого цифрового рисунка» стал студент Никита Роль с работой «Новые железнодорожные станции России». «Я учусь по специальности «строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей». Цифровой графикой начал заниматься с 2019 года. Моим вдохновением стали инновации в инфраструктурных проектах России, а именно верхнего строения пути и вокзальных комплексов.
На протяжении последних четырех лет я внимательно слежу за событиями в научной сфере, сам активно развиваюсь в этом направлении, поэтому тема конкурса для меня актуальна. О конкурсе я узнал через социальную сеть «ВКонтакте», – рассказал о себе победитель в номинации.
![Конкурсная работа Никиты Роля](/upload/iblock/f42/bu2d77h0c27ijmtgtpih2v8ccqx8r2ez.jpg)
Победителем спецноминации «Самое оригинальное решение на основе искусственного интеллекта» стал Михаил Романов с работой «2ЧМЭ33 на ТО».
![Конкурсная работа Михаила Романова](/upload/iblock/5f1/g4lif5ugvkkwhuew0jf9drmvnuh2z7pw.png)
«RZD.Digital – проект свежий, и пока сложно предсказать, как он дальше будет развиваться, что, в принципе, характерно для любого медийного проекта. Его аудитория своими лайками и дизлайками, ростом количества пользователей или отписок говорит нам о том, что мы делаем правильно, а что нет, дает нам новые идеи для развития. Конкурс «Артэкспресс» в этом плане был экспериментом. В результате мы выяснили, во-первых, что людям такие конкурсы интересны и они охотно в них участвуют. Во-вторых, что огромная аудитория интересуется тематикой железных дорог и их цифрового развития. А в-третьих, нам очень понравилось то, что мы получили в результате конкурса. Безусловно, мы его продолжим, но в каком формате – вопрос пока открыт для обсуждения», – говорит Владимир Змеющенко.
Благодарим всех участников и партнеров конкурса!