Цифровой проректор
За ИТ-трансформацию университетов сегодня отвечают «цифровые» проректоры.
23:55, 18 марта 2024
Должность проректора по цифровизации – новой профессии на стыке педагогики и информатизации – в российских вузах начали внедрять в 2021 году по поручению вице-премьера РФ Валерия Чернышенко. Цель – ИТ-трансформация вузовских стандартов и программ под новые условия цифровизации, а также подготовка будущих специалистов в «высокотехнологичных» условиях.
По данным Минобрнауки, в настоящее время ответственные за цифровую трансформацию профессионалы есть почти в 500 вузах (почти в каждом государственном и в некоторых частных).
Проректор по цифровой трансформации и связи с производством Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС) Олег Балагин:
«Во всех высших учебных заведениях страны вопросам информатизации всегда уделялось особое внимание. Бурное развитие ИТ-технологий открыло перед нами широкие возможности для выхода на качественно иной уровень развития и эффективности образовательных организаций. Кроме того, университеты должны соответствовать запросам современной молодежи. Использование сервисов на смартфонах, AR и VR-технологий, онлайн-обучения – это то, что ожидает студент».
Новая должность не равна позиции ИТ-директора учебного заведения. «Цифровой» проректор шире смотрит на вопросы цифровой зрелости вуза – чтобы к ней прийти, нужно оцифровать не только рабочие процессы, но и само обучение.
Проректор по цифровой трансформации и связи с производством Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС) Олег Балагин:
«Для реализации конкретных технических решений в вузах существуют отделы ИТ-разработки и внедрения. Цифровая трансформация – понятие более широкое. Современный уровень развития ИТ-технологий позволяет пересмотреть и погрузить все процессы – управление, образование, науку, молодежную политику, внешние коммуникации и инновации – в новую реальность. Курирующий это направление проректор должен объединить усилия подразделений вуза в решении поставленных задач и стать проводником в принципиальном переосмыслении содержания деятельности университета».
Как правило, проректором по цифровой трансформации назначают сотрудника университета, который обладает определенным набором цифровых компетенций:
- Знание общих принципов управления образовательной организацией
- Понимание всех внутренних и внешних бизнес-процессов университета
- Знание современных цифровых (в том числе образовательных) технологий
- Способность к формированию ИТ-стратегии вуза и управлению соответствующими проектами
- Понимание возможностей использования ИТ-технологий в профессиональном обучении
Проректор по цифровой трансформации и связи с производством Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС) Олег Балагин:
«Нужно быть своего рода аналитиком со стратегическим складом ума. Это очень непросто, приходится непрерывно учиться, погружаться в работу самых разноплановых подразделений университета. При этом работа – не рутинная, она предоставляет широкий простор для творчества. Приходится сталкиваться с трудностями: доказывать необходимость трансформации уже сложившегося бизнес-процесса, преодолевать технические сложности, согласовывать работу нескольких структурных подразделений в единой информационной системе, обучать и преодолевать сопротивления новому со стороны отдельных сотрудников».
Задачи, которые стоят перед проректорами по цифровой трансформации:
• Повышение оперативности принятия управленческих решений за счет применения цифровых технологий, подкрепленных эффективным взаимодействием всех подразделений университета.
• Повышение качества подготовки абитуриентов, студентов и слушателей программ дополнительного профессионального образования университета.
• Развитие цифровой инфраструктуры университетского комплекса в соответствии с вызовами и потребностями времени.
• Развитие современных цифровых компетенций у всех сотрудников университета.
Каждая задача разбивается на множество подзадач. Например, по образовательному направлению необходимо разрабатывать программную среду для формирования индивидуальной образовательной траектории и цифрового профиля студента, обеспечить широкое внедрение программ и курсов на основе AI (искусственного интеллекта) и ML (технологий машинного обучения).