РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
Разработчик электронных обучающих курсов

Разработчик электронных обучающих курсов

23:56, 09 января 2024

Фото: Shutterstock/FOTODOM

Разработчик электронных обучающих курсов – актуальная цифровая профессия. Такие специалисты создают готовые образовательные продукты (часто корпоративные), выстраивая логику обучения так, чтобы сотрудники лучше вовлекались в процесс обучения и легче запоминали необходимую информацию.

Сегодня профессионалы в области разработки онлайн-курсов востребованы практически в каждой компании, где выстроен процесс обучения и развития персонала. РЖД является признанным лидером в цифровизации процессов корпоративного обучения. Проекты дистанционного обучения  РЖД дважды становились победителями национального конкурса «Смарт-пирамида» в области обучения персонала и развития человеческого капитала.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Мария Савина, заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «РЖД»:
«РЖД – это крупнейшая компания транспортной инфраструктуры, которая объединяет людей разных профессий и специальностей. Она гарантирует всем работникам равные условия для поддержания высокого уровня профессионализма. Для этого мы реализуем дистанционное обучение, которое дает возможность каждому железнодорожнику в любом месте в любое время с любого устройства пройти электронные курсы по моделям компетенций. Их создают профессиональные разработчики, использующие новейшие информационные технологии. Овладение данной профессией требует специальной подготовки и объединяет в себе и андрагогику, и коммуникации, и методологию обучения, и использование цифровых образовательных инструментов».

Функционал разработчиков электронных курсов включает:

  • написание сценариев курсов (формулировка учебных целей и задач, разработка заданий, написание текстов и т.д.);
  • проектирование и подготовка таблиц, блок-схем, разработка иллюстраций, монтаж видео и т.д.;
  • верстка курса в специализированном программном обеспечении; проведение технических тестов разработанных курсов;
  • планирование тем разработки курсов;
  • взаимодействие (например, проведение интервью) с производственниками.

Компетентный подход к организации разработки электронных курсов в РЖД предусматривает наличие у разработчиков навыков:

  • управление процессом и соблюдение этапности разработки курса; проектирование курсов, основанное на принципах педагогического дизайна;
  • проведение интервью с экспертами;
  • написание текстов;
  • разработка заданий, тестов, практических кейсов;
  • использование специализированных программ для разработки графических элементов курсов, видеомонтажа;
  • работа в конструкторе дистанционных курсов (в РЖД используется специализированное программное обеспечение для создания курсов – конструктор дистанционных курсов Leenda; для работы в нем разработчики проходят специальное обучение).

Найти готовых специалистов в области разработки электронных курсов сложно, и на рынке труда они высоко ценятся. Поэтому в РЖД таких профессионалов готовят из уже действующих железнодорожников. «Мы практикуем следующий подход: берем перспективного работника и интенсивно его обучаем без отрыва от производства. Таким образом, примерно через год получаем высококлассного разработчика электронных курсов, который компетентен не только в проектировании и разработке курсов, но и отлично разбирается в железнодорожной тематике»,– говорит Мария Савина.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Обучиться востребованной профессии можно в Корпоративном университете РЖД. С 2022 года по программе повышения квалификации «Разработчик электронных курсов» подготовку там прошли более 200 специалистов технического, управленческого, ИT и других направлений.
Они получили компетенции, необходимые для разработки курсов для железнодорожников. При этом на рынке труда сейчас нет каких-либо единых требований к таким разработчикам, у каждой компании они свои.

«У нас в стране пока нет соответствующих утвержденных профессиональных стандартов, но в международной практике они встречаются. В одном из них, к примеру, насчитывается восемь компетенций, каждая из которых распадается на индикаторы (от четырех до девяти) – там описаны умения проектировать учебные курсы, работать со специализированным программным обеспечением, вовлекать в процесс обучения, взаимодействовать в команде, оценивать обучаемых и т.д. То есть разработчик должен обладать целым набором как профессиональных, так и универсальных компетенций»,– отмечает Мария Савина.

Фронт работ

Внимание разработчиков электронных курсов в РЖД сейчас сосредоточено на  развитии корпоративного проекта дистанционного обучения «Час знаний». Он был запущен  в 2021 году в целях развития железнодорожников – они получили возможность каждый месяц уделять час рабочего времени на обучение (в Системе дистанционного обучения ОАО «РЖД»). В настоящее время команда из 30 разработчиков работает над созданием электронных курсов по моделям профессиональных компетенций для 13 филиалов компании: дирекции тяги, Центральной дирекции управления движением, Центральной дирекции инфраструктуры, дирекции скоростного сообщения, дирекции железнодорожных вокзалов, Центральной дирекции пассажирских обустройств, Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом, центра фирменного транспортного обслуживания, Центральной дирекции по ремонту пути, «Трансэнерго», Центральной станции связи, Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава, дирекции по ремонту тягового подвижного состава. Курсы включают текстовую и графическую информацию (фотографии и иллюстрации, схемы, графики). Чтобы обучение было наглядным, используются мультимедийные материалы.

«Список филиалов – участников проекта «Час знаний» постоянно расширяется, и вместе с увеличением развивающих задач растет и потребность в разработчиках. Спрос на таких специалистов будет расти и количественно, и качественно. Постоянно появляются новые технологии работы с информацией: искусственный интеллект, метавселенные и т.д. Поэтому расширяются требования к знаниям и навыкам разработчиков. Железнодорожники осознанно подходят к своему развитию и расширяют требования  к содержательному разнообразию дистанционного обучения и к мультимедийным составляющим электронных курсов»,– сказала Мария Савина.

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
email
Подписка на новости
Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности