РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:2Ranym7c39K
София Якимова
ВУЗы
10 апреля 2025 (00:00)
София Якимова
ВУЗы
10 апреля 2025 (00:00)
София Якимова

Образовательные программы

В Петербургском государственном университете путей сообщения студенты получают цифровые компетенции на факультете «Автоматизация и интеллектуальные технологии». Они осваивают навыки программирования, проектирования автоматизированных систем, работы с базами данных и анализа больших данных. Это позволяет им эффективно решать задачи в различных отраслях, включая промышленность и ИТ.

На факультете открыто по два направления для бакалавриата, специалитета и магистратуры, а также четыре направления для аспирантуры:
●    «Информатика и вычислительная техника» (бакалавриат);
●    «Бизнес-информатика» (бакалавриат);
●    «Информационная безопасность автоматизированных систем» (специалитет);
●    «Системы обеспечения движения поездов» (специалитет);
●    «Информационные системы и технологии» (магистратура);
●    «Системный анализ и управление» (магистратура);
●    «Электроника, фотоника, приборостроение и связь» (аспирантура);
●    «Информационные технологии и телекоммуникации» (аспирантура);
●    «Транспортные системы» (аспирантура);
●    «Компьютерные науки и информатика» (аспирантура).

С 2022 года в университете реализуется проект «Цифровая кафедра», направленный на развитие цифровых навыков у студентов, чья будущая профессия не связана с ИТ. Целью реализации образовательных программ проекта является повышение цифровой грамотности обучающихся. Это предполагает внедрение и оптимизацию процессов в основной деятельности путем применения цифровых технологий. Выпускники основных образовательных программ высшего образования, имеющие дополнительную квалификацию ИТ-профиля, нередко становятся новаторами и амбасадорами внедрения и масштабирования цифровых технологий в транспортной отрасли.

В университете с 1968 года реализуются краткосрочные профессиональные образовательные программы. Их содержание позволяет за две недели получить  необходимую компетенцию или расширить свои знания в профессиональной области руководителям и специалистам самого широкого перечня инженерных профессий, в том числе в области применения цифровых технологий.

Сотрудничество с РЖД

ОАО «РЖД» является одним из ключевых индустриальных партнеров университета, основным работодателем. ПГУПС совместно с ОАО «РЖД» реализует множество стратегических проектов в области транспорта, основанных на многолетнем эффективном взаимодействии науки и практики.

Одной из ключевых задач для университета является обеспечение железнодорожной отрасли высококвалифицированными кадрами, развитие непрерывного образования как инструмента опережающей подготовки кадров для отрасли. Отличных результатов в решении задач по подготовке кадров удается достичь за счет совместной работы на всех этапах подготовки специалистов – от создания образовательной программы, отбора абитуриентов до целевой подготовки специалистов. Каждая образовательная программа вуза до момента ее запуска должна получить положительные экспертное заключение и рецензию профильных специалистов. После получения положительного заключения о соответствии образовательной программы потребностям отрасли начинается ее реализация. Стоит отметить и тот факт, что председателями аттестационных комиссий в ПГУПС являются представители работодателя.

Однако в ПГУПСе уже на этапе согласования отраслевые эксперты отметили, что программы нельзя назвать узкоотраслевыми, что подчеркивает их универсальность. Такой подход открывает широкие возможности для применения полученных навыков в различных отраслях, включая транспортную сферу.

Как учатся студенты

Образовательный процесс в ПГУПС построен на решении реальных задач, что позволяет студентам применять теорию на практике. Обучение часто сопровождается мозговым штурмом: коллективное обсуждение и обмен идеями помогают достичь наилучшего результата. Это способствует более глубокому пониманию материала и развитию критического мышления, что очень важно для подготовки квалифицированных специалистов.
Для погружения студентов в профессию преподаватели ПГУПС используют специальное оборудование, на котором учащиеся оттачивают свои навыки. В университете есть лаборатория интернета вещей с установками «Аппаратно-программный комплекс «Интернет вещей (АПК IoT)». В состав комплекса входит базовая станция LoRaWAN, сетевое оборудование, беспроводные датчики и специализированное программное обеспечение. АПК IoT помогает научиться настраивать датчики в сети IoT и управлять ими с помощью сетевого оборудования.

В ПГУПС есть и друая высокотехнологичная аппаратура и программное обеспечение, которые помогают студентам развиваться в различных областях ИТ. Например, программный комплекс «Универсальный механизм» решает задачи в области динамики, пневматики и взаимодействия в системе «колесо – рельс», а также позволяет анализировать элементы вагонов и локомотивов. В программе «Компас 3D» студенты учатся проектировать объемные модели и создавать чертежи, в «Топоматик Robur» они разрабатывают инфраструктурные и другие линейные объекты, а «SCAD Office» используют для проектирования объектов гражданского строительства. В образовательный процесс уже внедрены технологии 3D-сканирования и печати для прототипирования и создания сложных узлов и масштабных моделей элементов, конструкций подвижного состава и инфраструктуры железнодорожного транспорта.

В 2025 году в ПГУПС открылись студенческое конструкторское бюро (СКБ) и лаборатория цифровой трансформации жизненного цикла искусственных сооружений на транспорте. Образовательные пространства оснащены всем необходимым для работы оборудованием и программно-аппаратными комплексами различного назначения, в том числе для создания цифровых моделей и реализации проектов в области технологии информационного моделирования. Компьютерная техника и соответствующее ПО в СКБ обеспечивают возможность решения самых сложных задач, которые ставит перед нами транспортная отрасль.

«Эти профессиональные программно-аппаратные комплексы позволяют рассмотреть задачи влияния динамической нагрузки, определить сейсмоустойчивость и прочие эксплуатационные характеристики объектов, что позволяет решать реальные производственные задачи. Расчет параметров для обращения поездов повышенной массы и длины, в том числе с повышенными осевыми нагрузками, выработка эксплуатационных характеристик объектов в сложных природно-климатических и инженерно-геологических условиях — все это возможности ПО. Особое значение эти возможности найдут при проектировании, строительстве и эксплуатации ВСМ Санкт-Петербург — Москва», – рассказал директор Института непрерывного образования ПГУПС, доцент кафедры «Железнодорожный путь» Евгений Черняев.

К лаборатории и СКБ уже проявила интерес Октябрьская дирекция инфраструктуры (ОЖД). Понимание цифровой модели объектов позволит определить оптимальные условия эксплуатации, особенно при ограниченных человеческих ресурсах и развитии технологий автоматизации и механизации путевых работ.

Эксперты НИИАС в своих курсах активно применяют современные программные и аппаратные решения, которые применяются в реальных проектах беспилотного железнодорожного транспорта. У студентов есть доступ к профессиональным библиотекам и инструментам, таким как OpenCV, Python и PyTorch, которые активно используются в области компьютерного зрения и машинного обучения. Для практических занятий предусмотрено применение современных сенсоров, включая лидары (лазерные дальномеры) Livox Avia и Livox Horizon, специализированные камеры и тепловизоры.

Практика и трудоустройство

Практика в сфере применения цифровых технологий в ПГУПС чаще всего проходит онлайн в формате мастер-классов. Но есть и очные занятия на площадках индустриальных партнеров вуза: РЖД, Ленгипротранс, институты Росжелдорпроекта, НИИАС и ИТ-компании в области логистики и маркетинга.
Выпускники вуза успешно работают в различных сферах транспортной отрасли, включая подразделения РЖД, Горэлектротранс, метрополитен и метрострой. Они находят применение в проектных институтах: Гипротранссигналсвязь, Метрогипротранс и др. Кроме того, молодые специалисты  трудятся в телекоммуникационных компаниях на предприятиях, разрабатывающих электротехническое оборудование и системы автоматизированного управления, например, в ОАО «ЭЛТЕЗА» и НТЦ «Механотроника».

ВУЗы
10 апреля 2025 (00:00)
Вернуться назад
Поделиться >

Журналы

Новости

В раздел
Более 1,5 млн документов ежемесячно оформляется через ГИС ЭПД

ГИС ЭПД станет основой Национальной цифровой транспортно-логистической платформы

03 июля 2025
Тестовый участок ВСМ планируется построить в 2027 году

Его протяженность составит 129 километров

03 июля 2025
Вышло обновление корпоративного мессенджера eXpress

На базе мессенджера функционирует Единая корпоративная система обмена сообщениями в РЖД

03 июля 2025
При строительстве ВСМ в России будут использованы новейшие цифровые решения

Проект выведет транспортную отрасль на новый уровень технологического развития

02 июля 2025

Важное

Платформа для соревнований
24 июня 2025
Грузоперевозкам добавят удобства
09 июня 2025
Новые возможности
27 мая 2025