
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС)
00:00, 10 апреля 2025
Образовательные программы
В Петербургском государственном университете путей сообщения студенты получают цифровые компетенции на факультете «Автоматизация и интеллектуальные технологии». Они осваивают навыки программирования, проектирования автоматизированных систем, работы с базами данных и анализа больших данных. Это позволяет им эффективно решать задачи в различных отраслях, включая промышленность и ИТ.
На факультете открыто по два направления для бакалавриата, специалитета и магистратуры, а также четыре направления для аспирантуры:
● «Информатика и вычислительная техника» (бакалавриат);
● «Бизнес-информатика» (бакалавриат);
● «Информационная безопасность автоматизированных систем» (специалитет);
● «Системы обеспечения движения поездов» (специалитет);
● «Информационные системы и технологии» (магистратура);
● «Системный анализ и управление» (магистратура);
● «Электроника, фотоника, приборостроение и связь» (аспирантура);
● «Информационные технологии и телекоммуникации» (аспирантура);
● «Транспортные системы» (аспирантура);
● «Компьютерные науки и информатика» (аспирантура).

С 2022 года в университете реализуется проект «Цифровая кафедра», направленный на развитие цифровых навыков у студентов, чья будущая профессия не связана с ИТ. Целью реализации образовательных программ проекта является повышение цифровой грамотности обучающихся. Это предполагает внедрение и оптимизацию процессов в основной деятельности путем применения цифровых технологий. Выпускники основных образовательных программ высшего образования, имеющие дополнительную квалификацию ИТ-профиля, нередко становятся новаторами и амбасадорами внедрения и масштабирования цифровых технологий в транспортной отрасли.
В университете с 1968 года реализуются краткосрочные профессиональные образовательные программы. Их содержание позволяет за две недели получить необходимую компетенцию или расширить свои знания в профессиональной области руководителям и специалистам самого широкого перечня инженерных профессий, в том числе в области применения цифровых технологий.
Сотрудничество с РЖД
ОАО «РЖД» является одним из ключевых индустриальных партнеров университета, основным работодателем. ПГУПС совместно с ОАО «РЖД» реализует множество стратегических проектов в области транспорта, основанных на многолетнем эффективном взаимодействии науки и практики.
Одной из ключевых задач для университета является обеспечение железнодорожной отрасли высококвалифицированными кадрами, развитие непрерывного образования как инструмента опережающей подготовки кадров для отрасли. Отличных результатов в решении задач по подготовке кадров удается достичь за счет совместной работы на всех этапах подготовки специалистов – от создания образовательной программы, отбора абитуриентов до целевой подготовки специалистов. Каждая образовательная программа вуза до момента ее запуска должна получить положительные экспертное заключение и рецензию профильных специалистов. После получения положительного заключения о соответствии образовательной программы потребностям отрасли начинается ее реализация. Стоит отметить и тот факт, что председателями аттестационных комиссий в ПГУПС являются представители работодателя.

Однако в ПГУПСе уже на этапе согласования отраслевые эксперты отметили, что программы нельзя назвать узкоотраслевыми, что подчеркивает их универсальность. Такой подход открывает широкие возможности для применения полученных навыков в различных отраслях, включая транспортную сферу.
Как учатся студенты
Образовательный процесс в ПГУПС построен на решении реальных задач, что позволяет студентам применять теорию на практике. Обучение часто сопровождается мозговым штурмом: коллективное обсуждение и обмен идеями помогают достичь наилучшего результата. Это способствует более глубокому пониманию материала и развитию критического мышления, что очень важно для подготовки квалифицированных специалистов.
Для погружения студентов в профессию преподаватели ПГУПС используют специальное оборудование, на котором учащиеся оттачивают свои навыки. В университете есть лаборатория интернета вещей с установками «Аппаратно-программный комплекс «Интернет вещей (АПК IoT)». В состав комплекса входит базовая станция LoRaWAN, сетевое оборудование, беспроводные датчики и специализированное программное обеспечение. АПК IoT помогает научиться настраивать датчики в сети IoT и управлять ими с помощью сетевого оборудования.
В ПГУПС есть и друая высокотехнологичная аппаратура и программное обеспечение, которые помогают студентам развиваться в различных областях ИТ. Например, программный комплекс «Универсальный механизм» решает задачи в области динамики, пневматики и взаимодействия в системе «колесо – рельс», а также позволяет анализировать элементы вагонов и локомотивов. В программе «Компас 3D» студенты учатся проектировать объемные модели и создавать чертежи, в «Топоматик Robur» они разрабатывают инфраструктурные и другие линейные объекты, а «SCAD Office» используют для проектирования объектов гражданского строительства. В образовательный процесс уже внедрены технологии 3D-сканирования и печати для прототипирования и создания сложных узлов и масштабных моделей элементов, конструкций подвижного состава и инфраструктуры железнодорожного транспорта.

В 2025 году в ПГУПС открылись студенческое конструкторское бюро (СКБ) и лаборатория цифровой трансформации жизненного цикла искусственных сооружений на транспорте. Образовательные пространства оснащены всем необходимым для работы оборудованием и программно-аппаратными комплексами различного назначения, в том числе для создания цифровых моделей и реализации проектов в области технологии информационного моделирования. Компьютерная техника и соответствующее ПО в СКБ обеспечивают возможность решения самых сложных задач, которые ставит перед нами транспортная отрасль.
«Эти профессиональные программно-аппаратные комплексы позволяют рассмотреть задачи влияния динамической нагрузки, определить сейсмоустойчивость и прочие эксплуатационные характеристики объектов, что позволяет решать реальные производственные задачи. Расчет параметров для обращения поездов повышенной массы и длины, в том числе с повышенными осевыми нагрузками, выработка эксплуатационных характеристик объектов в сложных природно-климатических и инженерно-геологических условиях — все это возможности ПО. Особое значение эти возможности найдут при проектировании, строительстве и эксплуатации ВСМ Санкт-Петербург — Москва», – рассказал директор Института непрерывного образования ПГУПС, доцент кафедры «Железнодорожный путь» Евгений Черняев.
К лаборатории и СКБ уже проявила интерес Октябрьская дирекция инфраструктуры (ОЖД). Понимание цифровой модели объектов позволит определить оптимальные условия эксплуатации, особенно при ограниченных человеческих ресурсах и развитии технологий автоматизации и механизации путевых работ.

Эксперты НИИАС в своих курсах активно применяют современные программные и аппаратные решения, которые применяются в реальных проектах беспилотного железнодорожного транспорта. У студентов есть доступ к профессиональным библиотекам и инструментам, таким как OpenCV, Python и PyTorch, которые активно используются в области компьютерного зрения и машинного обучения. Для практических занятий предусмотрено применение современных сенсоров, включая лидары (лазерные дальномеры) Livox Avia и Livox Horizon, специализированные камеры и тепловизоры.
Практика и трудоустройство
Практика в сфере применения цифровых технологий в ПГУПС чаще всего проходит онлайн в формате мастер-классов. Но есть и очные занятия на площадках индустриальных партнеров вуза: РЖД, Ленгипротранс, институты Росжелдорпроекта, НИИАС и ИТ-компании в области логистики и маркетинга.
Выпускники вуза успешно работают в различных сферах транспортной отрасли, включая подразделения РЖД, Горэлектротранс, метрополитен и метрострой. Они находят применение в проектных институтах: Гипротранссигналсвязь, Метрогипротранс и др. Кроме того, молодые специалисты трудятся в телекоммуникационных компаниях на предприятиях, разрабатывающих электротехническое оборудование и системы автоматизированного управления, например, в ОАО «ЭЛТЕЗА» и НТЦ «Механотроника».