РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
Оператор БПЛА

Оператор БПЛА

16:26, 05 марта 2024

Фото: Shutterstock/FOTODOM

Оператор БПЛА – это специалист, который управляет современными летательными аппаратами дистанционно. В соответствии с утвержденным в 2022 году Минтрудом профессиональным стандартом «Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее».

Основные функции:

•    подготовка к полетам беспилотных авиационных систем (формирование полетного задания и плана полета; подготовка и настройка элементов беспилотных авиационных систем; буксировка, транспортировка БПЛА к месту взлета и другие);
•    управление (контроль) полетом беспилотного воздушного судна (запуск БПЛА; дистанционное пилотирование и контроль полета; принятие мер по обеспечению безопасного выполнения полета и мер по недопущению посторонних лиц к беспилотной авиационной системе и другие);
•    техническое обслуживание беспилотных авиационных систем (заправка топливом, маслом, специальными жидкостями и дозаправка (дозарядка) беспилотного воздушного судна; обслуживание аккумуляторных батарей элементов БПЛА; эксплуатация наземных источников электропитания и другие);
•    ремонт беспилотных авиационных систем (использование инструментов, контрольно-измерительных приборов и приспособлений в процессе ремонта элементов БПЛА; выявление и устранение отказов и неисправностей при функционировании элементов беспилотной авиационной системы).

Фото: СЖД
Фото: СЖД

Ключевые навыки:

•    работа с эксплуатационно-технической документацией, чертежами и схемами;
•    использование специализированных цифровых платформ и сервисов полетно-информационного обслуживания;
•    анализ метеорологической, орнитологической и аэронавигационной обстановки;
•    оценка технического состояния и готовности к использованию беспилотной авиационной системы;
•    распознавание и контролирование факторов угроз и ошибок при выполнении полетов;
•    определение пространственного положения беспилотного воздушного судна с использованием элементов наземной станции управления;
•    знание цифровых технологий для обновления программного обеспечения и калибровки беспилотной авиационной системы.

Специфика

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) находят широкое применение во многих профессиональных сферах, в том числе их используют на железной дороге: с их помощью, например, можно выявить недоработки и обнаружить дефекты на путях, оценить ход строительства и состояние сооружений. В этой связи специалисты по эксплуатации и обслуживанию (операторы) БПЛА крайне востребованы в РЖД.
В РЖД беспилотные летательные аппараты активно задействованы при проведении производственных работ. Так, Центральная дирекция по ремонту пути (ЦДРП) компании располагает обширным парком беспилотников – более 100 единиц и штатом обученных пилотов, которые выполняют следующие задачи:

  • съемка производственных баз путевых машинных станций;
  • съемка участков ремонта, полосы отвода, объектов;
  • оперативная съемка участков проведения аварийно-восстановительных работ;
  • замер объемов щебня на щебеночных базах путевых машинных станций.

Дмитрий Борискин, начальник отдела разработки и внедрения новых проектов технической службы Центральной дирекции по ремонту пути ОАО «РЖД»:
«В целях соблюдения технологической дисциплины, усовершенствования процессов ремонта железнодорожного пути выполняем регулярный облет как производственных баз, так и участков производства работ. Применяем БПЛА также для инвентаризации складированных материалов. Если раньше вручную, на глаз, с использованием законов геометрии мы высчитывали объемы запасов щебня, то сейчас с помощью беспилотников и специальных программ с большой точностью определяем количество сыпучих материалов».

Подготовка

Управление БПЛА требует от операторов специальной подготовки. С этой целью на полигоне Куйбышевской железной дороги был проведен межфилиальный чемпионат профессионального мастерства по компетенции «Эксплуатация беспилотных авиационных систем». В нем приняли участие 30 конкурсантов из двух филиалов (Центральной дирекции по ремонту пути и Центральной дирекции диагностики и мониторинга инфраструктуры), каждый из которых представлял свою региональную дирекцию.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

За ходом соревнований следили 20 экспертов. Конкурсанты выполнили 20 заданий, распределенных по 7 модулям. Они демонстрировали уровень подготовки в сборке, подготовки к полету и калибровки квадрокоптеров DJI Inspire 2, оформлении заявки в Росавиацию, составлении миссии для автоматического полета. При помощи БПЛА участники исследовали определенную зону и делали фотографии маркеров, проводили автоматическую съемку насыпи по ранее составленным миссиям. Также был модуль со скоростным прохождением полосы препятствий, задания на перенос и сброс груза.

Дмитрий Борискин отмечает, что нужно было проявить себя не только в качестве умелого пилота квадрокоптера, но и обработать полученные данные на ПК при помощи программного обеспечения. «Абсолютных лидеров чемпионат не выявил: кто-то силен в программном обеспечении, кто-то – в управлении беспилотниками. Но главная цель соревнования – провести обучение, обмен опытом. И она достигнута. После чемпионата участники в среднем выравнялись по уровню подготовки, подняв профессиональную планку на более высокий уровень»,– говорит он.

В планах дирекции – обучение дополнительного штата пилотов, а также обновление парка БПЛА. «В перспективе с помощью съемок с БПЛА исполнитель будет получать полностью сформированный электронный паспорт сдаваемого километра, который можно сравнивать с проектным заданием»,– говорит  Дмитрий Борискин.

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
email
Подписка на новости
Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности