РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС)

Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС)

22:43, 02 мая 2024

Фото: Shutterstock/FOTODOM

Образовательные программы

В Ростовском государственном университете путей сообщения все образовательные программы включают дисциплины по цифровизации, но непосредственно цифровые профессии студенты получают на следующих программах:
1)    «Системы обеспечения движения поездов» (профиль «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте»;
2)    «Информатика и вычислительная техника (профили «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» и «Системное программирование и технологии искусственного интеллекта»);
3)    «Информационные системы и технологии» (профиль «Программирование и интернет-технологии»).

Помимо основных направлений обучения, в РГУПС есть программы дополнительного профессионального образования, или «авторские классы»:
1)    «Микропроцессорные системы электрической централизации и системы интервального регулирования движения поездов на сети железных дорог»;
2)    «Инновационные технические средства и технологии в хозяйстве автоматики и телемеханики»;
3)    «Техническое обслуживание и управление жизненным циклом устройств автоматики и телемеханики на основе цифровых технологий»

Сотрудничество с РЖД

При формировании основных профессиональных программ высшего образования педагоги и методологи РГУПС обязательно учитывают запросы основного партнера вуза – РЖД. Перед запуском новых учебных профилей холдинг оценивает, насколько они отвечают требованиям современной железной дороги.
На базе РГУПС открыт студенческий бизнес-инкубатор и бизнес-акселератор. Работа площадок осуществляется по модели открытых инноваций, чтобы привлечь студентов к разработке стартапов в области новых технологических решений. При поддержке специалистов Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД) разработки развивают до уровня готовности внедрения на объекты РЖД.

Как учатся студенты

РГУПС привлекает в образовательный процесс преподавателей-практиков и регулярно проводит мастер-классы и открытые лекции руководителей производственных предприятий.

В обучении активно используются различные тренажеры и комплексы, программное обеспечение для них самостоятельно разрабатывают специалисты Центра развития инновационных компетенций РГУПС. Например, «Виртуальная железная дорога», которая включает в себя тренажеры подвижного состава, тренажеры оборудования для диагностики верхнего строения пути, тренажеры рабочих мест поездных диспетчеров, дежурных по станции и энергодиспетчеров. Главная задача комплекса – сформировать у будущих специалистов целостное представление о том, как работает такой сложный механизм, как железная дорога.

Сейчас «Виртуальная железная дорога» объединяет три тренажера подвижного состава:  
•    тренажер магистрального грузового тепловоза 2ТЭ116;
•    тренажер скоростного электропоезда ЭС1 «Ласточка»;
•    тренажер высокоскоростного электропоезда ЭВС2 «Сапсан».

Прототипы точно воспроизводят интерьер кабины, установленные в ней приборы и органы управления. Математическое и программное обеспечение тренажерных комплексов позволяет моделировать различные режимы движения поезда с учетом профиля пути, продольных динамических реакций в поезде, динамики тормозных процессов в пневматической сети. Все числовые показатели процессов выводятся в виде графиков и интерактивных схем на отдельный экран или видеостену.
На тренажерном комплексе ДНЦ/ДСП студенты управляют движением поездов. Тренажер состоит из 15 рабочих мест: 12 тренажеров дежурного по станции (ДСП) и три рабочих места поездных диспетчеров (ДНЦ). Ребята отрабатывают навыки по приему, отправке и пропуску поездов как в обычном режиме, так и с возможностью введения неисправностей и нештатных ситуаций.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Тренажерные комплексы интегрированы в единый вычислительный комплекс, за счет чего появляется возможность совместной работы персонала службы движения и локомотивных бригад. Специализированное серверное программное обеспечение передает в тренажер ДНЦ/ДСП данные о положении поездов, управляемых реальными локомотивными бригадами. Тренажеры подвижного состава получают данные о сигналах светофоров и положении стрелочных переводов. Процесс максимально приближен к реальности.

Педагоги РГУПС переживают не только за обучение студентов, но и за атмосферу в университете. Так, ребята всегда могут пойти в коворкинг «Центр IT-притяжения РГУПС». Пространство подходит как для продуктивной работы, так и для общения и саморазвития

Практика и трудоустройство

Практика для студентов специальности чаще всего проходит в РЖД, на площадках партнеров холдинга и в смежных организациях. Например, в Ростовском филиале НИИ информатизации автоматизации и связи на железнодорожном транспорте, ООО «Научно-производственный центр Автоматикатранссервис», ООО «Научно-производственное предприятие «Югпромавтоматизация» и др.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Будущие выпускники уже на этапе прохождения преддипломной практики осваивают полученные профессии на предприятиях и после выпуска распределяются на эти места.

«Ежегодно в университете проходит заседание комиссий по распределению студентов, где каждый выпускник получает возможность рассмотреть предложения от представителей предприятий и получить дополнительную консультацию от руководства университета, деканов факультетов по вопросам трудоустройства. В 2023 году были распределены 936 выпускников из 941. То есть почти 100% от всего выпуска», – сказала директор Центра развития карьеры Галина Савченко.

Научная жизнь

Студенты занимаются научными исследованиями и делают разработки для применения на железной дороге. Так, ребята спроектировали автоматизированную систему интеллектуального сбора и обработки информации с объектов инфраструктуры СКЖД. Система анализирует неравномерную электротяговую нагрузку и не только позволяет прогнозировать среднесуточный расход электроэнергии, но и делает долгосрочный эконометрический прогноз. С помощью новой методики можно минимизировать плату за электроэнергию при переходе на дифференцированные по периодам суток тарифы.

Каждый год РГУПС проводит школу для молодых ученых «Актуальные проблемы трибологии, инженерии поверхности и искусственного интеллекта». Обычно обучение проходит два дня: особое внимание уделяется фундаментальным проблемам материаловедения, моделирования и машинного обучения.

Автор: София Якимова

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
email
Подписка на новости
Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности