РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
Машинист-оператор

Машинист-оператор

15:26, 06 мая 2024

Иллюстрация сегенерирована в Midjourney

Функционал профессии машиниста расширяется благодаря развитию беспилотных технологий на железнодорожном транспорте. Сегодня в компании появляются машинисты-операторы, которые управляют движением поездов в дистанционном режиме.

В тестовом режиме отработка рабочих сценариев с привлечением машиниста-оператора в компании ведется с 2019 года. Активное участие в этом процессе принимают специалисты НИИАС.

Технология эксплуатации подвижного состава без использования в процессе машиниста меняет трудовые функции последнего - при реализации 4-го уровня автоматизации электропоезда (ГОСТ 70059) машинист отсутствует в кабине электропоезда и не участвует в управлении движением непосредственно из кабины управления. В дистанционном режиме за рабочим процессом следит машинист-оператор.

Начальник отдела внедрения и технического сопровождения АО «НИИАС» Сергей Кудряшов:
«За пять лет сформировалась команда операторов из числа действующих машинистов-инструкторов, осуществляющих свою профессиональную деятельность на МЦК. Они регулярно участвуют в испытаниях со специалистами, разработчиками. Также они формируют требования как по эргономике будущего рабочего места машиниста-оператора, так и в корректировке определенных алгоритмов по дистанционному контролю и управлению электропоездами, исходя из опыта удаленного и непосредственного управления из кабины».

В 2022 году для профессии машиниста-оператора был утвержден профессиональный стандарт. В соответствии с ним, в числе основных  задач такого специалиста:

•    удаленный контроль за движением электропоездов (при этом количество подконтрольных электропоездов на начальном этапе достигает четырех, а в будущем возможно будет и больше);
•    управление электропоездом в дистанционном режиме при необходимости (при возникновении нештатной ситуации по работе бортового оборудования, требующей участия человека для продолжения дальнейшего движения).

Начальник отдела внедрения и технического сопровождения АО «НИИАС» Сергей Кудряшов:
«Главная задача машиниста-оператора – это правильная оценка возникшей ситуации, с принятием оперативных мер для ее решения. Машинист-оператор одновременно может контролировать четыре электропоезда. На его рабочем месте индицируются данные о состоянии электропоездов, инфраструктуры, процессов посадки/высадки пассажиров, он также получает данные о возникновении нештатной ситуации (отставании от графика движения поездов, обнаружении нарушений в процессе посадки/высадки пассажиров, отклонений в работе систем электропоезда, приводящих к снижению параметров работы оборудования и ограничению мощности тягового оборудования)».

Профессия машиниста-оператора требует определенного уровня начальной подготовки. Такому специалисту необходимо:

  • знать системы электропоезда, технологический процесс эксплуатации подвижного состава при автоматическом и дистанционном управлении;
  • понимать особенности функционирования инфраструктурного комплекса;
  • уметь решать нештатные ситуации за минимальное время и принимать правильные оперативные решения.

Предполагается, что штат машинистов-операторов изначально будет сформирован из действующих машинистов 1 класса и машинистов-инструкторов. Они пройдут обучение в специализированных учебно-производственных центрах (УПЦ). Уже подготовлена первая версия документа по соответсвующей учебной программе. Слушатели получат необходимый объем знаний
о новой профессии, изучат основы автоматического и дистанционного управления подвижным составом, технические средства, участвующие в данных режимах управления, а также нормативную базу регламентирующих действий работников при работе в штатном и нештатных режимах управления.

Компания «РЖД» является одним из лидеров России по внедрению цифровых технологий в обеспечении перевозочного процесса. Перспективы развития профессии машиниста-оператора очень высоки по причине увеличивающегося объема перевозок, а также использования цифровых технических средств. И в ближайшие 15-20 лет эта профессия будет такой же привычной, как профессия «классического» машиниста. Технология автоматического управления движением будет использована в организации внутригородских перевозок, пригородного сообщения, при работе на сортировочных станциях и на магистральных локомотивах.

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
email
Подписка на новости
Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности